Гумеров Павел/Вечная память/ Библиотека Golden-Ship.ru

Гумеров Павел/Вечная память/ Библиотека Golden-Ship.ru Вечная память Иеромонах Иов (Гумеров) Священник Павел Гумеров Ред. Golden-Ship.ru 2012   Путь всей земли Глава I . Православный обряд погребения. Напутствие умирающего православного христианина. Подготовка к погребению. Чтение Псалтири по усопшему. Вынос тела. Отпевание Поминки (поминальная трапеза).

Поминальные дни третий, девятый и сороковой. Годовщина. Учение о мытарствах   Глава II . Церковное поминовение усопших. Дни особого поминовения усопших. (родительские субботы) Радоница. Можно ли ездить в Пасху на кладбище? На кладбище Отпевание заочное   Глава III . Слово утешения скорбящим о кончине близкого человека Когда уходят молодые… Отпевание младенца.

Панихиды о младенцах Участь некрещеных младенцев. Господи, упокой воины! Поминовение воинов. Можно ли молиться в Церкви за людей крещеных, но нецерковных, далеких от веры? Как молиться за некрещеных? Можно ли молиться за самоубийц? Жизнь и смерть в руках Божиих. Когда снятся усопшие   Глава IV . Жизнь души после смерти.

Реинкарнация и библейское учение о спасении души. Память смертная. Лития, совершаемая мирянином, когда нет священника. Молитва преп. Льва Оптинского за умерших вне Церкви   Путь всей земли Смерть не является установленным Богом законом жизни. Творец создал человека для нетления, но грехом вошла смерть в мир. После грехопадения прародителей смерть стала общим уделом всех людей, путем всей земли (3 Цар. 2:2).

Она является последним событием земной жизни человека. Для праведника заканчивается время подвига, а у грешника отнимается последняя возможность совершать грехи. Однако христианство учит, что смерть смерти рознь. Слово Божие называет кончину грешников лютой (Пс. 33:22), если даже внешне она была обычной и спокойной. Лютая она потому, что за ее вратами начинаются лютые терзания, нескончаемая скорбь.

«Когда такие бедствия ожидают грешников, какая будет им польза от того, дома ли и на постели своей они окончат жизнь? Равно как и праведникам не будет никакого вреда от того, что окончат настоящую жизнь от меча или железа и огня, когда они имеют перейти к вечным благам. Поистине смерть грешников люта. Такова была смерть того богача, который показал презрение к Лазарю и, хотя окончил жизнь дома, на постели, в присутствии друзей, своею смертию, но, по отшествии, горел в огне и не мог найти там никакого утешения в благоденствии настоящей жизни» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. 5. 1).

Смерть любого христианина, жившего угодно Богу, непостыдна, то есть неукоризненна. Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115:6). Честна — значит почетна, с честью. В молитвенном прошении она названа также мирной, то есть в мире с Богом. В святой Библии перед нами проходит не только жизнь праведников, но и их блаженная смерть: кончина патриархов, насыщенных жизнью (см.: Быт 25, 7; 35, 29; 49, 33)

, таинственная смерть Моисея на горе Нево, с вершины которой он увидел обетованную землю (см.: Втор. 34:1–7), тихая смерть Давида, умершего в доброй старости (1 Пар 29, 28), мученичество апостола Стефана, молившегося за побивавших его камнями: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Слово Божие воздает особую честь тем, кто в великой битве добра и зла был с Богом: блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14:13).

Христианство является религией спасения. Поэтому вопрос о смерти неотделим от главного вопроса каждого человека — достижения вечного блаженства в Царстве Небесном. Слово Божие говорит о жизни на земле как о благе, поэтому долгожизненность понимается как Божий дар. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле (Втор. 30:19–20).

Однако в Библии продолжительность жизни оценивается как относительное благо. Ценна жизнь только тогда, когда человек исполняет определенное Богом свое предназначение на земле, когда он, следуя воле Божией и исполняя Его заповеди, обратил земную жизнь в благодатный спасительный труд и приготовляет себя постепенно к переходу к вечной блаженной жизни.

И если он духовно созрел для Царства Небесного, то не только не смотрит на продолжительность своей жизни как на что-то желанное, а, напротив, хочет соединиться с Господом, ибо, живя в теле, мы подобны странникам на чужбине. Дом наш, Отечество наше не на земле, а на Небе — там, где Господь. Святой апостол Павел пишет к коринфянам: …водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:6–10). Люди, живущие земными интересами, иногда соблазняются смертью праведника, не понимая, что кончина его является для него благом.

Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру (Ис. 57, 1–2) Какой светлой надеждой веет от письма свт. Феофана Затворника, который пишет к умирающей сестре: «Прощай, сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь.

Тело умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и попроси позаботиться о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь.