Ilarion (Alfeyev) /You are the Light of the World/ Library Golden-Ship.ru Hegumen Hilarion (Alfeyev) You are the Light of the World Ed. Golden -Ship .ru 2011 Orthodox Library Golden Ship From the publishing house The main part of the collection consists of conversations delivered by the author, a famous theologian and patrologist, in the Moscow church of the Holy Great Martyr Catherine in the Fields.
Основными же адресатами всех прочих помещенных в книге бесед и лекций являются рядовые верующие, прихожане наших храмов, идущие по пути ко спасению, начертанному в Евангелии Господа Иисуса Христа. Издатели выражают надежду на то, что настоящий сборник послужит духовной пользе читателей, укрепит в них любовь ко Христу и к святой Православной Церкви.
Содержание ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА БЕСЕДЫ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ О ПОСТЕ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ О ДУХОВНИЧЕСТВЕ О БРАКЕ О МОНАШЕСТВЕ ОБ ИСКУССТВЕ ОБЩЕНИЯ О ЗАВИСТИ О ДИАВОЛЕ И ДЕМОНАХ СПАСЕНИЕ В МИРУ О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ И ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИИ, ДОКЛАДЫ СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ МИСТИЦИЗМ В ПРАВОСЛАВИИ ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Об авторе БЕСЕДЫ ОБ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИИ Великий пост - время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги.
В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью. И в эти дни поста необходимо задуматься, в чем смысл покаяния и как нужно приступать к исповеди. От многих людей приходится слышать примерно следующее: "Годами прихожу на исповедь, годами называю одни и те же грехи, и ничего в моей жизни не меняется".
Так, конечно, происходить не должно: что-то должно меняться в нашей жизни после каждой исповеди. Закон духовной жизни таков: человек никогда не стоит на месте - он идет или вперед, или назад. Если мы не приближаемся к Богу, значит, мы от Него отдаляемся, если не становимся лучше, значит, становимся хуже. И покаяние нужно нам, чтобы вновь и вновь возвращаться на путь, ведущий к Богу.
"Покаяние" - это славянский перевод греческого слова "метанойя", буквально означающего "перемена ума", "перемена образа мыслей". Покаяние - не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил.
Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех. Каждый раз, когда мы вступаем в Великий пост, когда на богослужении слышим покаянные молитвы и песнопения, мы должны подумать о том, как нам переменить свою жизнь и как сделать, чтобы раскаяние за прожитые годы не было бесплодным, но чтобы оно приносило реальные плоды в нашей христианской жизни.
Покаяние необходимо всякому христианину. Оно - дар, который от Бога дан человеку, запятнавшему грехами белоснежные одежды крещения. "Ибо после того, как мы крестились, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - мы уклоняемся к дурным и постыдным делам и, хотя совершенно отбрасываем даже само освящение, тем не менее покаянием, исповедью и слезами соответственно получаем сначала отпущение согрешений и, таким образом, освящение вместе с благодатью свыше".
Вслед за Иоанном Лествичником, преподобный Симеон называет покаяние вторым крещением: "В первом крещении, - говорит он, - вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же крещение есть уже не образ истины, но сама истина". Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости.
Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние. Покаяние - нечто гораздо более серьезное и цельное, чем просто попытка увидеть собственные недостатки.
Покаяние - это обращение нашего ума к Богу. Когда мы приходим на исповедь, недостаточно только перечислить грехи - те, которые приведены в вечерних молитвах. Читая эти молитвы, мы сознаем, что во всех названных там грехах мы в той или иной степени виновны. Но исповедь должна заключаться не в том, чтобы мы перечислили свои грехи и на этом успокоились.
Во время исповеди нужно найти в себе силы встать лицом к лицу с Богом, поставить себя перед правдой Божией, перед судом любви Бога милосердного. Готовясь к исповеди, полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:3 - 7:27), чтобы понять, насколько мы далеки от того жизненного идеала, который дает нам Господь - даже не идеала, а нормы, ибо слова Христовы - это норма христианской жизни.
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Но разве мы достигли нищеты духовной - того богоподобного смирения, которое требуется от каждого христианина? "Блаженны плачущие, ибо они утешатся". Разве плачем мы о грехах наших, разве есть у нас искреннее покаяние? "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю".
Разве достигли мы этой богоподобной кротости? И так нужно вспомнить все Заповеди Блаженства и сверить с ними свою жизнь. Потом нужно посмотреть, о чем Господь говорит далее в Нагорной проповеди. "Вы - свет мира". Являемся ли мы светом мира, или свет наш настолько помрачен, что люди отворачиваются от нас? "Вы - соль земли". Являемся ли мы солью земли?
Или, наоборот, мы - "медь звенящая и кимвал звучащий" (1 Кор. 13:1)? А об отношении к ближним нашим: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Разве так мы поступаем? Разве не ждем мы от людей большего по сравнению с тем, что сами даем им? Затем следует вспомнить Молитву Господню - прошение за прошением.