Ilarion (Alfeyev) /You are the Light of the World/ Library Golden-Ship.ru Hegumen Hilarion (Alfeyev) You are the Light of the World Ed. Golden -Ship .ru 2011 Orthodox Library Golden Ship From the publishing house The main part of the collection consists of conversations delivered by the author, a famous theologian and patrologist, in the Moscow church of the Holy Great Martyr Catherine in the Fields.

Но потом и ее стали "раскулачивать" и расстреливать. Сейчас мы видим: то, что было сделано со страной после 1917 года, добрых плодов не принесло. Потому что секрет успеха не в том, чтобы лишить другого человека, сословие, класс того, чего он достиг, но в том, чтобы самому чего-то достичь. И по-настоящему преуспевающим может быть только то общество, где не пытаются отнять у того, кто имеет больше, якобы в пользу обездоленных, но где каждому человеку дается возможность развиться в ту меру, в какую он способен, где создаются условия для развития материального, духовного и иного потенциала человека.

И в мире есть такие государства, где этот принцип действует, и в экономической сфере они гораздо успешнее тех стран, которые из-за "раскулачивания" были ввергнуты в нищету и до сих пор из этой пропасти не могут выкарабкаться. - Хочу напомнить, что и Иоанна Крестителя подталкивали к тому, чтобы он завидовал Иисусу Христу, но он отверг это искушение… - Каждый человек, мне кажется, должен знать свое место в жизни, оценивать себя реалистически.

Очень часто мы переоцениваем себя, свои силы, свои возможности. Иоанн Креститель прекрасно знал, в чем заключается его миссия: он знал, что призван "приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его" (Мк. 1:2), то есть подготовить людей к пришествию Христа. И когда Христос пришел, он выразил это понимание в следующих словах: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30).

Это прекрасный пример для любого человека, в том числе и для священника. В начале поста мы говорили о духовничестве, о том, как священники иногда склонны превышать свою власть, свои полномочия. Есть священнослужители, которые чувствуют себя слишком высоко поставленными, слишком выделенными из среды прихожан. Стоящий на амвоне пастырь ощущает себя как бы отделенным от паствы, и это порождает чувство собственной исключительности.

Такого быть не должно - каждый священник должен помнить, что он, как Предтеча, должен приводить людей ко Христу. Но Христу "должно расти", а священнику - "умаляться". Если человек встал на ноги в духовном отношении, нашел свой путь ко Христу, его духовник не должен постоянно вмешиваться, настаивая на исполнении своей воли и своих советов.

Подобно Иоанну Крестителю, он должен дать возможность каждому из своих духовных чад свободно идти ко Христу. Когда народ приходил к Иоанну креститься и спрашивал, что делать, Иоанн отвечал: "У кого две одежды, отдай неимущему; у кого есть пища, поделись с ближним". Когда с тем же вопросом пришли сборщики налогов, он сказал: "Ничего не требуйте более определенного вам".

Пришли воины - и получили ответ: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуетесь своим жалованием" (Лк. 30:10-14). Иоанн Креститель давал простые нравственные советы. И не претендовал ни на что большее. - Должен ли верующий активно участвовать в социальном переустройстве общества? - Никакого запрета на активное участие в общественной жизни Церковь ни на кого не налагает.

Другое дело, что не у каждого человека есть к этому данные и склонность. Есть Марфы и есть Марии. Есть люди, которые занимаются только тем, что вчитываются в слово Божие, вслушиваются в слова молитв - это, например, монахи, многие из которых не только удалялись от социальной вовлеченности, но вообще уходили из мира и жили в пустынях, где их никто не видел.

Казалось, никакой пользы обществу они не приносили, но духовное влияние их на общество было огромно. А есть люди, которые более склонны к активной социальной деятельности. Церковь этого никогда не запрещала, более того - она это поощряла. И участие в политической деятельности Церковь не запрещает. Но, включаясь в активную политическую борьбу, человек должен понимать, на что идет и в какой мир входит, с какими силами может столкнуться.

Он должен быть готов к тому, что в какой-то момент ему трудно будет сочетать свои религиозные убеждения с тем, что происходит в мире, с борьбой за выживание, за свое место в обществе или в политике. Церковь не должна занимать какую-то определенную политическую позицию, поддерживать ту или иную партию или государственный строй. В то же время каждый церковный человек, в том числе и священнослужитель, может придерживаться тех или иных политических взглядов.

Церковь, безусловно, должна возвышать голос, когда дело касается жизни людей, когда необходимо "печаловаться" за людей перед гражданскими властями. Церковь может иметь социально активную позицию, но от участия в политической борьбе она воздерживается. Церковь во все времена стремилась быть лояльной гражданским властям, даже если власти были ее гонителями.

Церковь существует в этом мире как "соль земли" и "свет мира". Что бы ни происходило, каким бы ни был политический режим в той или иной стране, Церковь должна искать способ выжить и нести свое духовное свидетельство. О ДИАВОЛЕ И ДЕМОНАХ Диавол - существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово "Эосфорос" и латинское "Люцифер" означают "светоносец").

В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов. Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно.

Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, - давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас - существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается наше религиозное призвание.