Olivier Clément
Афанасий Александрийский
О воплощении и против ариан, 8.
Забил ключ,
побежал ручей, превратился в поток…
поднял Вселенную,
принес ее к Храму.
Преграды и плотины не смогли удержать его…
Он разлился по всей земле,
и покрыл ее всю.
И все жаждущие пили из него, и утолили жажду,
ибо Всевышний даровал им питие.
Они живы водою вечной жизни.
Аллилуйа!
Оды Соломона, 6.
Святой Дух неотделим от нашей свободы. Бог пребывает в истории просителем любви, с неистощимым терпением ожидающим у дверей каждого из нас. Его молчание, порой вызывающее наш упрек, выражает лишь Его уважение к нам. Крест и воскресение сосуществуют, «Христос распинается до скончания мира». Он будет страдать, говорит Ориген, пока все люди не войдут в Царство.
Бог сделался нищим и просителем из за соучастия в нас… таинственно страдающим из любви к нам вплоть до скончания времен, в меру страданий каждого.
Максим Исповедник
Тайноводство, 24.
Я же беден и нищ (Пс. 69, 6). Слова эти говорит Христос – Тот, Кто добровольно сделался нищим из любви к человеку, чтобы сделать человека богачом.
Ориген
Комментарий на Псалмы (фрагмент), 69, 5–6.
Именно поэтому Христос есть основание нашей свободы. В пустыне Он отверг искушение богатством, чародейством и властью, которые привлекли бы к Нему людей, как покорных животных. Он не сошел с Креста, Он воскрес втайне, узнанный только любящими Его. В Святом Духе он идет рядом с каждым человеком, но ожидает при этом его любящей веры, его «да», подобного «да» Марии, освобождающего нашу свободу.
Апостолы дали Новый Завет свободы тем, кто получил через Духа Святого новую веру в Бога.
Ириней Лионский
Против ересей, 3, 12. 14.
По Своей великой любви Бог не захотел принуждать нашу свободу, хотя и имел власть это сделать, но позволил нам приходить к Нему единственно из любви нашего сердца.
Исаак Сирин
Аскетические трактаты, 81–й трактат.