Olivier Clément

Итак, Бог есть и присутствует повсюду, наполняя Вселенную. Ангелы и святые, которые очистились, знают об этом по сиянию света Духа Святого. Но каков Он, где и как существует – это не ведомо никому: только Отец знает Сына, и Сын – Отца, и Святой Дух – Отца и Сына, будучи Им единосущным и совечным. Ибо эти Трое, которые суть Одно, знают самих себя и друг друга. Как сказал о Себе Тот, Кто по природе Бог и Сын Божий, кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11). И еще: Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27).

Диадох Фотикийский

Катехизис, 5.

Приведенный ниже гимн Таинству Божественного и космического Логоса прославляет одновременно Отца, начало Божества, и Духа, связующего Отца и Сына. Связь эта есть Личность, ибо ничего безличного не может быть в Боге. (Так и связь между мужчиной и женщиной есть сам Бог и обретает личное выражение в ребенке…)

О Христос, твое несказанное рождение

Предшествовало началу веков.

Ты – источник света,

Блистающий луч, являющий Отца.

Ты разгоняешь мрак,

Чтобы просветить души святых.

Это Ты сотворил мир и сферы звезд.

Ты держишь средоточие земли,

Ты спасаешь всех людей.

Тобою солнце начинает свой путь

И освещает наши дни.

Тобою лунный полумесяц

Разгоняет ночную мглу.

Тобою прорастают семена

И пасутся стада.

Из Твоего неистощимого источника

Бьет ключом сияние жизни,

Дающее плодородие вселенной,

И Твое светозарное лоно

Рождает ум человека .

Славя Тебя,

Я воспеваю и Отца Твоего

В Его царственном величии.

Славлю и соцарствующего

Началу и Рожденному

Духа.

Когда я славлю могущество Отца,

Песнопения пробуждают во мне

Глубочайшие чувства.