Olivier Clément
Происходящее здесь, перед нами, не есть дело рук человеческих. Тот, кто совершил это на Тайной Вечере, свершает и сейчас. Именно Он освящает и претворяет, мы же – только слуги.
Есть… только один Христос, всецело пребывающий здесь и всецело – там, одно–единственное тело… Мы не приносим новой жертвы, подобно прежнему [ветхозаветному] первосвященнику, но всегда одну и ту же – вернее, творим воспоминание той жертвы.
Иоанн Златоуст
О предательстве Иуды, Гомилия 1, 6;
На Иоанна, Гомилия 45, 2;
На Матфея, Гомилия 82, 5;
На Послание к Евреям, Гомилия 17, 3.
Мы молим Бога о ниспослании Духа Святого на предлежащие дары, дабы Он претворил хлеб в тело Христово, а вино – в кровь Христову. Ибо Дух Святой освящает и преображает все, чего коснется.
Кирилл Иерусалимский
Тайноводственные слова, 5, 7.
…прежде святого призывания [эпиклезы] хлеб и вино Евхаристии остаются обычными хлебом и вином, но после призывания хлеб становится телом Христовым, а вино – кровью Христовой.
Кирилл Иерусалимский
Тайноводственные слова, 1, 7.
Причаститься воскресшему Христу означает войти в пространство вечно длящейся Пятидесятницы. Ведь Тело Христово, по словам Павла, есть тело «духовное» – вовсе не дематериализованное, но полностью оживотворенное энергиями Духа. Тело Бога, где пылает Дух, – как гласит заглавие прекрасной книги Даниэль–Анжа.
Мы вскормлены хлебом, посланным с небес, и напоены чашей радости, чашей кипящей и пламенеющей, Кровью, пронизанной свыше горячим теплом Духа.
Анонимная Гомилия на тему
Трактата о Пасхе Ипполита, введение, 8.
Огонь и Дух присутствуют в нашем крещении. В хлебе и чаше также присутствуют огонь и Дух.
Ефрем Сирин
О вере.
Отныне будете вкушать Пасху чистую и непорочную, хлеб квасной, хлеб полноты, замешанный и выпеченный Духом Святым: и вино, смешанное с огнем и Духом: Тело и Кровь самого Бога, предложенные всем людям.
Ефрем Сирин