Olivier Clément
На Послание к Евреям, Гомилия 17, 3.
Мы молим Бога о ниспослании Духа Святого на предлежащие дары, дабы Он претворил хлеб в тело Христово, а вино – в кровь Христову. Ибо Дух Святой освящает и преображает все, чего коснется.
Кирилл Иерусалимский
Тайноводственные слова, 5, 7.
…прежде святого призывания [эпиклезы] хлеб и вино Евхаристии остаются обычными хлебом и вином, но после призывания хлеб становится телом Христовым, а вино – кровью Христовой.
Кирилл Иерусалимский
Тайноводственные слова, 1, 7.
Причаститься воскресшему Христу означает войти в пространство вечно длящейся Пятидесятницы. Ведь Тело Христово, по словам Павла, есть тело «духовное» – вовсе не дематериализованное, но полностью оживотворенное энергиями Духа. Тело Бога, где пылает Дух, – как гласит заглавие прекрасной книги Даниэль–Анжа.
Мы вскормлены хлебом, посланным с небес, и напоены чашей радости, чашей кипящей и пламенеющей, Кровью, пронизанной свыше горячим теплом Духа.
Анонимная Гомилия на тему
Трактата о Пасхе Ипполита, введение, 8.
Огонь и Дух присутствуют в нашем крещении. В хлебе и чаше также присутствуют огонь и Дух.
Ефрем Сирин
О вере.
Отныне будете вкушать Пасху чистую и непорочную, хлеб квасной, хлеб полноты, замешанный и выпеченный Духом Святым: и вино, смешанное с огнем и Духом: Тело и Кровь самого Бога, предложенные всем людям.
Ефрем Сирин
Вторая проповедь па Светлой седмице.
Причаститься Христу означает, следовательно, причаститься Духу.
Всякий раз, как ты пьешь, получаешь отпущение грехов и опьяняешься Духом. Поэтому сказал апостол: не опьяняйтесь вином, но исполняйтесь Духа. Ибо опьяненный вином качается и шатается, опьяненный же Духом укореняется во Христе.
Амвросий Медиоланский
О таинствах, 5, 3, 17.
Евхаристия предвещает Парусию – возвращение Христа или, вернее, возвращение мира во Христе. Следовательно, она всецело устремлена к окончательному свершению. Поэтому арамейское Маранафа – «Гряди, Господи!» – было специфической молитвой в ранней Церкви. То, о чем мечтал Скрябин в начале нашего столетия: сочинить музыкальную мистерию такой красоты, чтобы с последним аккордом мир оказался действительно преображенным, – об этом Церковь первых веков молила и этого ожидала при каждом евхаристическом богослужении. Да приидет Господь и прейдет мир, – учит молитва Дидахе: пусть прейдет мир иллюзий и смерти, в то время, как прекрасное творение, напротив, обретет полноту, когда Бог станет все во всем. Итак, Евхаристия образует Церковь в народе Исхода, идущем к Царству, и питает его окончательной «манной» – «манной» вечности…