Olivier Clément
кто дал законы городам, а еще прежде законов
наполнил форум, дома, палестры… пиршественные столы?
Кто собрал хоры поющих во храмах,
кто вывел нас из первоначальной животной жизни,
возделал землю, пересек моря,
кто воссоединил в одно то, что пребывало разделенным,
если не брак?
Но это еще не все:
мы – руки, уши, ноги друг друга
через благодеяние брака, удваивающего наши силы и
веселящего наших друзей…
Разделенная забота умеряет тяготы,
совместная радость делался слаще…
Брак – это печать любви, которую нельзя сломать…
Соединяющиеся по плоти суть одна душа,
во взаимной любви они заостряют жало веры,
ибо брак не удаляет от Бога, но приближает к Нему постольку,
поскольку именно Бог утвердил его для нас.
Этому ответствует девственность:
я оставляю другим то, что составляет сокровище сей жизни;
но для меня есть лишь один закон, одно помышление:
исполнившись Божественной любви,
взойти к Богу, царящему в небесах, Творцу света.
Лишь с Ним
я связан любовью…
Григорий Назианзиа
О девственности (Догматические поэмы).
Несомненно, следует привести свидетельство о браке еще одного автора. Он жил в домонашеский период, и для него (несмотря на весь его ригоризм) любовь человеческая, носительницей которой была церковная община, также была духовным путем. С точки зрения Тертуллиана, такая любовь должна быть единственной, поэтому он отрицал повторный брак вдовцов. (Даже сегодня вступивший в повторный брак вдовец не может стать священником в Восточных Церквах, сохранивших первоначальный институт женатых священников).
Сколь сладко иго, соединившее двух верных в одном уповании, в одном законе, одном служении! Оба они – братья, слуги одного господина… Поистине они – двое в единой плоти. Там же, где плоть едина, един и дух. Они вместе творят молитву… наставляя, подбадривая и поддерживая друг друга. Они равны в Церкви Божией, равны на пире Божием, поровну разделяют скорби, гонения и утешения. Им нечего скрывать друг от друга, они не избегают и не огорчают друг друга… Христос радуется при виде такой пары и посылает ей мир Свой. Где они – там и Он.
Тертуллиан
К жене II,9.
И всегда последнее слово остается за сострадательной любовью в самом глубоком смысле слова. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме (1 Ин.2,9).
Мирянин, служащий больному брату своему, лучше отшельника, не имеющего жалости к ближнему.