Stenyaev Oleg. /Dispute with Jehovah's Witnesses/ Library Golden-Ship.ru Dispute with Jehovah's Witnesses.   Oleg Stenyaev,   Orthodox Library, Ed. Golden-Ship, 2011   Introduction Foreword Meeting One. 1. Tradition and Scripture 2. About the Church 3. Ordination 4. On Confession The Second Meeting. 5. On the veneration of icons 6. The shape of the cross ("Stake" or Cross) 7. On the Baptism of Infants 8.

В греческо-русском словаре Вейсмана дается следующие объяснение этого слова: «stauron» – кол, во множественном числе колья, частокол. В Новом Завете кол как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; крест». Как видите, Христос был распят на столбе, а не на кресте. Православный: Я готов ответить и на этот ваш вопрос.

Скажем так, слово «крест» переводится и как «древо». Вейсман, как мы видим, признает перевод этого слова и как «...крест». А какая форма была у этих кольев, мы сможем определить с помощью одного текста из Ветхого Завета. Но прежде, чем мы рассмотрим данный текст, я хочу напомнить вам слова ап. Павла: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10,11).

Здесь он говорит о том, что все, что происходило с ветхозаветными иудеями как образы; а описано в «наставление нам», т. е. ветхозаветные аллегории. Хочу напомнить вам известный прообраз: Иаков имел возлюбленного сына своего (Иосифа), которого он послал к своим, другим детям, и свои не приняли его. Как сказано и о Христе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1,11)

; Братья продали Иосифа за сребреники, подобно как и Христа Иуда предал за серебро. В Египте Иосиф женится на египтянке и от этого брака рождаются два его сына, Манассия и Ефрем. Египтянка символизирует собою «церкви из язычников» (Рим.1б,4), а Манассия и Ефрем – народы, произошедшие от Иафета и Хама. Как ап. Петр и говорил о них: «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет.2,10). И мы знаем, что Иаков (отец), любя Иосифа (сына), называет не своих детей (Манассию и Ефрема) своими и вводит их в колена Израилевы.

Как мы и прочитали об уверовавших из числа язычников: «некогда не народ, а ныне народ Божий». Я думаю, что этот прообраз понятен и для вас. Свидетель Иеговы:  Я понимаю эту библейскую аллегорию, но какое отношение она имеет к рассматриваемому вопросу о форме древа? Православный: Прямое! Но прежде я хочу задать вам вопрос, как язычники смогли стать христианами, что очистило и возвысило их до состояния чад Божьих? Как произошло это усыновление Богу (?)

, о котором сказано: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4,6). Свидетель Иеговы:  Кровь Христа искупила их и возвысила до состояния чад Божьих, но никак ни древо. Православный: Правильно. Кровь. Крест – есть орудие нашего спасения. Но вернемся к прообразу и посмотрим, как Иаков благословлял Манассию и Ефрема, усыновляя их, и здесь увидим символическое свидетельство о форме древа (Креста).

Я прочитаю текст: «И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт.48,13-14).

Вот древнее свидетельство о форме Креста, таинственно явленное в символических действиях Иакова по отношению к обряду усыновления его внуков в этом ясном прообразе. С другой стороны, древнехристианский писатель-апологет, грек (носитель греческого языка), живший в первой половине 2 века, св. Иустин Мученик (105-166 г.г. от Р.Х.), учил о форме Креста Христова: «Ибо рассмотрите все веши в мире, устрояются ли без этой формы и может ли быть без них взаимная связь?

По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом: земли нельзя орать без формы крестообразной... И наружный вид человека отличается от вида животных неразумных только тем, что он прям и имеет возможность протягивать руки, – и на своем лице имеет простирающийся ото лба так называемый нос, посредством которого совершается у животного дыхание, и который не другое что представляет, как фигуру креста.

Об этом сказано пророком так: «дыхание жизни нашей, помазанник (т. е. Христос) Господень» – Плач.4,20 («Сочинения Святого Иустина философа и мученика», Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892г., стр.86-87). Нечто подобное сказано в «Октавии» Марка Минуция Феликса (жившего во 2 половине II века): «Естественное подобие креста мы находим в корабле, когда он несется распустив паруса или подходит к берегу с простертыми веслами или...

человек, когда он распростерши руки, чистым умом возносит молитву к Богу, представляет собою образ креста» (Антология Раннехристианские отцы церкви. Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель 1978, стр.579). Свидетель Иеговы:  А вам не кажется что, в случае с Иаковом, он просто поменял первенство братьев таким движением рук? Православный: Нет.

Первенство Манассии не было изменено, об этом мы можем прочитать в Книге Иисуса Навина: «И выпал жребий колену Манассии, так как он был первенец Иосифа» (Нав.17,1). Так что слова: «С намерением положил он так руки свои», надо понимать более аллегорически, и подобное объяснение я вам уже предложил. Свидетель Иеговы:  Но как вам кажется, если бы Иисуса застрелили из пистолета, вы почитали бы пистолет?

Православный: Я думаю, что такое сравнение неправомочно и граничит с кощунством. Крест – прежде всего Божий Жертвенник, на котором была принесена самая совершенная Жертва, Жертва Крови Сына Божия. Апостолы не стыдились Креста Христова. В новозаветных текстах оно встречается 27 раз. Ап. Павел писал: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор.1,18)

и еще: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6,14). Как мы видим из этих текстов, проповедь о значимости Креста представлялась безумной только «для погибающих», сами спасаемые предпочитали «хвалиться, разве только крестом Господа нашего». Свидетель Иеговы:  Мы считаем, что выставлять столб Христов для чего-либо есть как позор для Христа: «потому что они сами снова распинают на столбе Сына Бога и выставляют его на всеобщий позор» (Н.М. Евр.6,6).