Stenyaev Oleg. /Dispute with Jehovah's Witnesses/ Library Golden-Ship.ru Dispute with Jehovah's Witnesses.   Oleg Stenyaev,   Orthodox Library, Ed. Golden-Ship, 2011   Introduction Foreword Meeting One. 1. Tradition and Scripture 2. About the Church 3. Ordination 4. On Confession The Second Meeting. 5. On the veneration of icons 6. The shape of the cross ("Stake" or Cross) 7. On the Baptism of Infants 8.

3,14, встречается в Писании только 51 раз (!). Для сравнения – Имя Господа Бога µyhla (Элоhим) встречается в Ветхом Завете 1 083 раза. Так что в двух словах названия вашей организации – «свидетели...» и «...Иеговы»  – мы видим две ошибки: одну – экзегетическую, другую – филологическую. Вы готовы продолжать нашу сегодняшнею беседу, или вы устали? Тогда мы могли бы встретиться завтра. Свидетель Иеговы:  Да. Лучше завтра...   (Конец второй встречи) Встреча третья. 9.

О Святой Троице Свидетель Иеговы:  Я предлагаю сегодня рассмотреть вопрос о Троице. Православный: Я ждал этого вопроса. Свидетель Иеговы:  Хорошо. Я думаю, что у вас это самое слабое место. Начнем с того, что в Еврейских и Греческих Писаниях нету даже упоминания о «Троице». Бог – одна личность, величайшая во вселенной. Бог не три личности: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть» (Втор.6,4).

Он именно один, прочитаем два стиха: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (Мал.2,10); «потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим.3,30). Сын сотворен, до этого Бог был один. Прочитаем: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Отк.3,14).

Здесь надо обратить внимание на слова «начало создания Божия». Дальше: «Он – образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (Н.М. Кол.1,15). Очевидно, чтобы Бог должен быть превозносим над всем: «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землёй, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога Отца» (Н.М. Фил.2,10-11).

Как видите, сын все делает и преклоняет к славе своего отца. При этом, очевидно, что сын меньше отца: «Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава – Христос, а женщине глава – мужчина, а Христу глава – Бог» (Н.М. 1 Кор. 11,3). Сын – прежде всего, посланник своего отца, это надо помнить: «Иисус сказал им: «Если бы вашим Отцом был Бог, вы любили бы меня, потому что я от Бога вышел и теперь здесь.

И пришел я не от себя, но Он послал меня» (Н.М. Ин.8,42). Следовательно, и святой дух – действующая сила Бога. Сила – не личность: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него» (Н.М. Мф.3,16). Дух – именно «дух Бога» и не более того. Бог направляет дух святой для исполнения своих намерений: «пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103,30).

Что вы можете сказать по этому поводу? Православный: В Библии о Святой Троице говорится достаточно много. Прежде всего, обратим внимание на тексты из Книги Бытие, где сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бытие 1,26); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» (Быт.3,22). Здесь о Творце говорится во множественном числе.

В то же время, Писание категорично утверждает, что «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт.5,1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же «полноте» человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие» (1 Фес.5,23).

То же самое мы видим и в следующим тексте: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Быт. 11,7-8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Ягве) в единственном числе. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве»: «бэрешит бара элоhим эт hашамайим ве эт hаарец», дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ с небом и с землею». Как мы видим глагол adB (бара – «сотворил»)

в единственном числе, а само первое Имя Бога в Библии – µyhla (Элоhим) во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе «бара» – «сотворил». Арамейское слово dB  (бар) означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета об Иисусе Христе. Сказано: «и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф.3,9).

В то же время, и о Святом Духе сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1,2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, во множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис.48,16).

Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом «и на земле, как на небе» (Мф.6,10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,16-17). А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1,26). Блаж. Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе)

показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что один и тот же Бог не просто один, но существует более чем одна (Его) Ипостась [Личность]. Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх.3,6).