Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

Надеющийся на то, что на Страшном Суде он будет оправдан, а другие осуждены, не сможет постичь слово Исаака о «несправедливом» Боге, перед Которым все грехи человечества — словно горсть песка, брошенная в море Его любви и растворившаяся в нем. Тот, кто заботится о количестве прочитанных молитв, а не об их качестве, не сможет оценить учение Исаака о «законе свободы», предполагающем непрестанную память о Боге и предстояние перед Крестом Христа.

Кто живет на поверхности христианской жизни и не стремится уйти в ее глубины, где происходит таинственная встреча человека с Богом, тот не сможет воспринять мысль Исаака о необходимости бегства от суеты мира для достижения любви к Богу и ближнему. Мы уже говорили о том, что Исаак, который провел жизнь в одиночестве, обладал универсальным видением, способным вместить страдание и скорбь всего мира.

Именно благодаря этому его сочинения, написанные для узкого круга сирийских отшельников, пережили свое время, распространились далеко за пределами Церкви Востока и получили всемирное признание. Мы можем закончить нашу книгу словами преподобного Исаака, которыми завершаются его эсхатологические рассуждения в конце 2-го тома и которые содержат призыв к покаянию и доброму деланию.

Хотя адские мучения не бесконечны, — считает Исаак, — они страшны, и надо прилагать все усилия, чтобы их избежать и приблизиться еще в этой жизни к вратам Царствия Божия. Жизнь дана человеку не для того, чтобы растратить ее на пустые занятия, но чтобы сделаться достойным Бога. Тогда человеку открываются божественные тайны, и он получает право говорить о Боге.

Устремимся к тому, чтобы вкушать любовь Божию через постоянную мысль о Нем и избежать опыта геенны, который происходит от небрежения. Остережемся растрачивания себя на многое и праздности в нашем сосредоточенном образе жизни, чтобы, избегая как пустых тайных бесед, так и явной праздности, мы получили ощущение тех милостей в самих себе. О богатстве хорошо, чтобы говорил богатый, и о чине свободы должен говорить тот, кто ей обладает; о Боге же должен говорить тот, кто удостоился Бога благодаря своей добродетели...

Красота истины подходит к прекрасным устам. Святое соответствует святому... огонь ожидает огня, и благоговейному сердцу — хранить в святости красоты Божии [1] . Каждый человек призван стать богословом в высшем смысле — тем, кому открыты тайны Божии и кто получил право с дерзновением говорить о них. Каждый призван стать священником, чтобы ежечасно приносить Богу жертву на алтаре сердца своего за себя, за ближних, за всю вселенную: Украшай себя добродетелью, о, человек слабый, дабы позволено было тебе священнодействовать Богу в доме таинств и дабы ты был помазан Духом во освящение благодаря обилию чистоты, которой ты украшен в служении своих внешних членов и в сокровенности сердца своего.

Изобрази в душе своей образ прообразовательной скинии — вовне и внутри. В чувствах своих собери собрания добродетели, и в сердце своем священнодействуй Богу чистую жертву; соверши примирительную жертву о грехах тех, кто вовне... [2] И вместо золотой крышки [3] поверх ковчега помести в сердце созерцание тайн Спасителя своего, ибо через это откроется тебе Бог в откровениях дивных... [4] [1] II/41,1. [2] Т. е. тех, кто вне святилища (м. б. не-христиан). [3] Ср. Исх. 25:17. [4] II/41,2.