Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

A Short History of Syriac Christianity to the Rise of Islam. Chico, CA, 1982. Об истории сирийской Церкви в первые четыре века христианства см., помимо перечисленных выше монографий: M.-L. Chaumont. La christianisation de l’Empire Iranien. Des origines aux grandes persecutions du IVe siecle. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 499 (Subsidia 80). Louvain, 1988; Brock. Christians in the Sassanian Empire. — Studies in the Church History 18. Leiden, 1982. P. 1—19.

 [3] Некоторые подробности о Соборах 410 и 424 гг. см. в.: Н. В. Пигулевская. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 198—200. [4] D. Miller. Translator’s Epilogue. P. 484. [5] О «сынах завета» см. в: G. Nedungatt. The Covenanters of the Early Syriac-Speaking Church. — Orientalia Chriatiana Periodica 39. Roma, 1973. Pp.191—215; 419—444; P. Escolan. Monachisme et Eglise.

Le monachisme syrien du IVe au VIIe siecle: un monachisme charismatique. Paris, 1999. P. 11—69. [6] Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 227. Подробнее об Эдесской и Нисибийской школах см. в: A. Voobus. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965; Н. В. Пигулевская. Культура сирийцев а средние века. С. 57—106. См. также: Иеромонах Иларион (Алфеев).

Духовное образование на христианском востоке в I—VI вв. — Христианское чтение. Журнал Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. № 18, 1999. С. 105—143. [7] D. Miller. Translator’s Epilogue. P. 489. [8] О Феодоре Мопсуестийском см., в частности: Н. Гурьев. Феодор, епископ Мопсуетский. М., 1890. [9] Близким к Несторию по христологическим взглядам был также блаженный Феодорит. О нем см.: Н. Глубоковский. Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. Т. 1—2. СПб., 1890. [10] См. Mar Aprem.

La theologie de l’Eglise de l’Orient est-elle nestorienne? — Istina XL. La tradition syriaque. Paris, 1995. P. 81. Ср. A. Davids. La theologie de l’Eglise de l’Orient est-elle nestorienne? — Istina XL. La tradition syriaque. Paris, 1995; Mar Bawai Soro. La theologie de l’Eglise de l’Orient est-elle nestorienne? — Istina XL. La tradition syriaque. Paris, 1995. [11] Цит. по: А. В. Карташев. Вселенские Соборы. М., 1996. С. 390. [12] Ср. С. Брок. Христология Церкви Востока. — Вестник Древней Истории. М., 1995. С. 45. [13] Там же. С. 41. См. S. Brock.

L’Eglise de l’Orient dans l’Empire romain. — Istina XL. La tradition syriaque. Paris, 1995. 26.  [15] Цит. по D. Miller. Translator’s Epilogue. P. 503. Определения Соборов Церкви Востока конца VI — начала VII вв. относительно богословского наследия Феодора были вызваны не только борьбой против него Энаны, но и осуждением Феодора на V Вселенском Соборе (533 г.)

, о чем в Персии не могли не узнать, хотя и с опозданием. [16] G. Chediah. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982. P. 194. [17] D. Miller. Translator’s Epilogue. P. 504. [18] Ibid. P. 507—508. [19] Исаак. [20] Т. е. в жителях Месопотамии. [21] Isho’denah. Le Livre de la Chastete. Ed. J.-B.Chabot. — Melanges d’archeologie et d’histoire ecclesiastiques 16. Paris, 1896. P. 63—64. [22] О Католикосе Гиваргисе см., в частности, В. Болотов. Из истории Церкви Сиро-Персидской. — Христианское чтение. Т. CCVII. Часть 1. СПб., 1899. С. 1028 (

Болотов считает, что Гиваргис «был поставлен в самом конце 660 или начале 661 года... и умер в конце 680 года, т.е. патриаршествовал почти 20 солнечных лет и с лишком 20 лет лунных»). См. также: Н. Пигулевская. Культура сирийцев. С. 219. [23] При дворе этого халифа служил отец преп. Иоанна Дамаскина. См.: R. de Coz. Histoire de l’Eglise d’Orient. P. 139.

[24] В Катаре существовала христианская Церковь, подчинявшаяся Католикосу Востока. Около 648 года епископы Катара отделились от восточно-сирийского Католикоса: схизма продолжалась до 676 года, когда Католикос Гиваргис посетил Катар и воссоединил его епископов с Церковью Персии. [25] В настоящее время Ниневия находится на территории Ирака.

[26] По имени Дидима Слепца, великого александрийского богослова IV века. [27] Studia Syriaca. Ed. I. Rahmani. T. I. Beiruth, 1904. P. 33. [28] В настоящее время Катар входит в состав Объединенных Арабских Эмиратов. [29] Главы о знании II, 96. [30] II/1,8. [31] II/34,4. Во времена Исаака был распространен взгляд, согласно которому жемчужина появляется в устрице в тот момент, когда луч солнца (или молния)

попадают внутрь устрицы через ее раскрытые створки. [32] J.-B. Assemani. Bibliotheca Orientalis I. Roma, 1719. P. 445. [33] В настоящее время провинция Хузистан входит в состав Исламской Республики Иран. Территория этой провинции отделена от остальной части Ирана горным хребтом Загрос. [34] Один из четырех коптских монастырей Скитской пустыни (ныне Вади-эль-Натрун в Египте), называющийся Эль-Суриани («монастырь сирийцев»)

, по преданию был основан выходцами из Сирии. Однако никаких следов пребывания там Исаака Сирина (или его почитания) нам обнаружить не удалось. [35] В настоящее время город находится на территории Ирака. [36] D. Miller. Translator’s Introduction. P. LXIX—LXX. [37] J.-B. Assemani. Bibliotheca Orientalis III, 1. Roma, 1719. P. 174. [38] P. Sbath.

Traites religieux, philosophiques, et moraux, extraits des oeuvres d’Isaac de Ninive par Ibn As-salt. Cairo, 1934. P. 54-55 (109). [39] См. P. Bettiolo. Introduzione. — Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. Bose, 1985. P. 18. Эта гора находится на севере Хузистана. У ее подножия расположен город Шуштар. [40] A. Mingana. Woodbroke Studies. T. VII. Cambridge, 1934. P. 268. [41] J.-B. Assemani. Bibliotheca Orientalis. T. III, 1. P. 174. [42] J.-B. Chabot.

De sancti Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina. Paris, 1892. P. VII. [43] Так, во всяком случае, полагает издатель памятника Л. Абрамовски: The Nestorian Collection of Christological Texts. Cambridge University Library Ms. Oriental 1319. Edited and translated by L. Abramowski and A. E. Goodman. Vol. II: Introduction, Translation, Indexes. Cambridge, 1972. P. XVIII.