Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

о чем свидетельствуют заглавия Слов, где об Исааке упоминается в третьем лице), то наличие двух одинаковых бесед в разных томах не должно вызывать удивление. [117] Ее полный текст пока не опубликован. [118] Слово 15 греч. перевода = Слово 65 рус. перевода. [119] Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 344. [120] Преподобный Исаак Сирин.

О божественных тайнах и о духовной жизни. С. 178. [121] Слова 31-32 греч. перевода = Слова 15-16 рус. перевода. [122] Слово 37 греч. перевода = Слово 34 рус. перевода (в переводе С. Соболевского «страж»). [123] О влиянии этих авторов на Исаака см. в заключительном разделе настоящего Введения. [124] См. S. Brock. St Isaac the Syrian: Two Unpublished Texts. — Sobornost 19:1. Oxford, 1997. Pp.7—8.

[125] Избранные главы переведены нами. См. Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева). — Церковь и время № 4 (13) 2000. С. 315—324. [126] См. Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). «The Second Part», chapters IV—XLI. Edited by Sebastian Brock. — Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995. Далее обозначается цифрой II. [127] См. Преподобный Исаак Сирин.

О божественных тайнах и о духовной жизни. Перевод с сирийского, предисловие и примечания иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998. Далее обозначается (так же как и издание С. Брока) цифрой II. [128] См. Святого отца нашего Григория Двоеслова, епископа Римского, Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 1996. С. 151—154.

[129] Святаго отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшаго Ниневийскаго, Слова духовно­подвижническия, переведенныя с греческаго старцем Паисием Величковским. М., 1854. С. XX. [130] Время жизни преп. Исаака. [131] Краткое сведение о жизни святаго Исаака Сириянина и о Словах его. — Аввы Исаака Сириянина Слова подвижническия. М., 1854. С. VIII—IX. [132] См. Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. II. Часть 1. Изд. 2-е. Владимир, 1901 [репринт: М., 1997]. С. 27 (Январь 28). Первое издание книги вышло в 1875 году. [133] Ср. А. И. Бриллиантов.

Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. СПб., 1898 [репринт М., 1998]. С. 175. [134] Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. С. 174—175. Как указывает архиепископ Филарет, эти сведения он заимствовал из кн.: J.-B. Assemani. Bibliotheca Orientalis. T. I. Roma, 1719. P. 445. [135] J.-B. Chabot.

De sancti Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina. Paris, 1892. [136] В латинской книге Шабо это имя транскрибировано как Jesudena. Отсюда транскрипция «Иезудена», использовавшаяся русскими дореволюционными авторами. Более точная транскрипция с сирийского — Ишодена, или Ишоденах. [137] Сведения о преподобном Исааке Сирине и его писаниях. С. VI. [138] Феодора Мопсуестийского.

[139] Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V—VIII веков. С. 185-186. [140] Архиепископ Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных Отцов. М., 2000. С. 43—44. [141] А. Сидоров. Блаженный Феодорит Кирский — архипастырь, монах, богослов. —Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. М., 1996. С. 121.

В своем курсе патрологии тот же автор называет Исаака «несторианским подвижником и епископом, удостоившимся быть причисленным к лику святых Православной Церкви»: А. И. Сидоров. Курс патрологии. М., 1996. С. 48. [142] А. Сидоров. Блаженный Феодорит. С. 121—122. [143] См. II/39,7. [144] S. Brock. Introduction. P. XXXVII—XXXVIII. [145] Ibid., XVII. [146] Ibid., XXIII. [147] II/35,12. [148] II/17,3. [149] II/35,7 и др. [150] II/18,21. [151] B8 (106) = I/61 (334).

Эта фраза в оригинальной версии является ссылкой на Евагрия, так как стоит перед цитатой из Евагрия (О молитве 15). В русском переводе ссылка на Иисуса Христа является ошибочной. [152] См. B9 (113); B19 (160); B22 (168); B44 (319) и др. В греческом и русском переводах эти ссылки отсутствуют. [153] B19 (155). [154] Имеется в виду восточно-сирийская традиция. [155] II/39,7. [156] II/39,10-11. Ср. цитату из Диодора в B37 (285).

[157] Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. С. 176.     Глава I. Бог, вселенная, человек Мир смешался с Богом, и творение с Творцом сделались едино. II /5,18 Любовь Божия обильнее, чем океан. Главы о знании III,72 Исследование о преподобном Исааке следует начать с рассмотрения его учения о Боге — Творце мира и о том, как Бог проявляет Себя через тварное бытие.

Должна быть также рассмотрена онтология Исаака, то есть его учение о структуре тварного бытия, и его христология — учение об искуплении мира и человека воплотившимся Словом. Этот анализ поможет нам определить место Исаака в восточной богословской традиции и увидеть, как он воспринимал христианскую веру, то есть каково было его личное отношение к основополагающим догматам христианства.   1.

Любовь Божия, раскрывающаяся в творении Бог в понимании Исаака Сирина есть прежде всего безмерная и неизреченная Любовь [1] . Идея Бога Любви является центральной и доминирующей в мышлении Исаака: она — основной источник всех его богословских мнений, аскетических советов и мистических прозрений. Богословская система Исаака не может быть осмыслена вне контекста этой основополагающей идеи.

Божественная Любовь — за пределами человеческого понимания и превыше всякого словесного описания. Но она, согласно Исааку, может быть познана через рассмотрение действий Бога по отношению к тварному миру и человеку: «Среди Его действий нет ни одного, которое не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это составляет начало и конец Его отношения к нам» [2] .