Иларион (Алфеев) /Духовный мир преподобного Исаака Сирина/ Библиотека Golden-Ship.ru

Но если возбудит он себя и с горячностью и с малым себе принуждением оттрясет от себя все это, то приближается к нему благодать, как было прежде, и приходит к нему иная сила, в которой скрываются всякое благо и все виды помощи. И в изумлении дивится человек, припоминая прежнюю тягость и наступившую вдруг легкость и силу и представляя себе эту разницу и изменение, и то, как внезапно пришел он в такое состояние.

И с этого времени умудряется и, если найдет на него подобная тягость, познает ее по прежнему своему опыту [64] . Исаак яркими красками описывает то состояние духовного просветления и восторга, которое может наступить вслед за периодом помрачения: Бывает, что сидит человек в этом сосредоточенном и просветленном безмолвии, и нет для него ни входа, ни выхода.

Но благодаря долгой беседе с Писаниями, постоянному молению и благодарению в немощи его, когда взгляд его непрерывно направлен к благодати Божией, после великого уныния в безмолвии, начинает мало помалу зарождаться в сердце его некий простор и прорастание, рождающее радость изнутри, хотя она и не имеет причины в самом человеке или в какой-либо целеустремленности помысла.

Ощущает он, что радуется сердце его, но почему — он не знает. Какое-то ликование охватывает душу его и наслаждение, при котором презирает он все существующее и видимое, и разум посредством силы своей видит, на чем основывается это восхищение помысла — но причину этого он не понимает. Видит человек, что возвышен разум его над всем существующим и в полете своем находится превыше мира и воспоминаний, которые ниже его.

Презирает он временный мир и отодвигает от себя далеко и навсегда. И не делает он уже различия между нынешним расширением ума при этом биении сердца и прежним долготерпением в злострадании [65] . * * * Так подвижник приобретает опыт из перенесенных искушений и восходит от силы в силу. Искушения и испытания, согласно Исааку, необходимы для всякого человека на пути к Богу.

Из этих испытаний наиболее тяжким является богооставленность — опыт «вкушения геенны», когда человек впадает в помрачение и уныние, лишаясь надежды и утешения, происходящего от веры в Бога. Нужно не отчаиваться, но помнить о Промысле Божием, который «при искушении даст и облегчение» [66] , а также сохранять смирение и по возможности горячо молиться.

На смену искушению непременно придет период близости Божией, и на смену оставленности — ощущение присутствия Бога. [1] Быт. 22:1. [2] Ис. 48:10. [3] Пс. 7:10; Иер. 11:20. [4] Притч. 20:27. [5] Быт. 3:1—6. [6] Мф. 4:1—11. [7] Исх. 17:2; Втор. 6:16; Пс. 77:18. [8] Мф. 22:18; 35. [9] Деян. 5:9. [10] Иак. 1:14. [11] Ср. Мф.10:28; 39. [12] Мф. 26:41. [13] I/5 (29—30) = B3 (36—37). [14] I/37 (158) = B61 (429). [15] I/49 (219—220) = B77 (531). [16] I/58 (318) = B6 (96). [17] II/34,4. Полностью цитата дана во Введении. [18] I/78 (387) = B39 (298). [19] I/78 (387—388) = B39 (298). [20] Сир. «духа усыновления»; ср. Рим. 8:15. [21] Эта фраза отсутствует в сир. тексте. [22] I/78 (388) = B39 (299). [23] Ср.

Главы о знании IV,23: «Поверь мне, брат мой, что уныние, отчаяние, отяжеление членов, беспокойство и печаль ума и прочие прискорбные вещи, которые выпадают на долю подвижника в его безмолвном жилище суть совершенные дела Божии. Не думай, что озарение на службе, чистота разума, радость и ликование сердца и утешение, которое от сладких слез и от просветленной беседы с Богом, — что только они являются делом Божиим...» [24] I/78 (389) = B39 (299—300). [25] I/79 (390—391) = B39 (300—301). [26] I/60 (331) = B36 (279). [27] Ср. Мф. 25:32—33. [28] II/31,10. [29] Ср. 1 Кор. 5:5. [30] Ср. Иов 1:6—11; 2:1—5. [31] I/60 (323—331) = B36 (269—278).

[32] Ссылка на Иова отсутствует в сирийском тексте, где настоящая фраза звучит следующим образом: «И (делает это) в надежде на то, что никто не будет совершать добрые дела из страха перед искушениями, сопровождающими их». [33] I/57 (292) = B5 (61—62). [34] Главы о знании IV,57. [35] См., в частности, II/1,4 и II/14,3. Греческими эквивалентами терминов meštabqanuta и meštabqanuta d-men alaha являются соответственно термины e.gkataЬleiciw (оставленность) и e.gkataЬleiciw toy ueoy (богооставленность). См. эти термины у Евагрия Понтийского (

О молитве 38; Гностик 28; Схолии на Экклезиаста, SC 397, 126). [36] См., в частности, II/21,14. [37] II/9,11. [38] Афанасий Александрийский. Житие св. Антония 10. [39] Ср. 1 Тим. 1:19. [40] I/1 (3) = B1 (3). [41] II/26,6. [42] II/26,7. [43] Ср. Евагрий. Гностик 28 (о пяти причинах богооставленности). [44] II/14,3. [45] I/79 (391—392) = B39 (302). [46] I/88 (416) = B48 (339). [47] II/1,4. [48] I/88 (417). Ср. 1 Кор. 10:13. [49] Главы о знании II,23. [50] Главы о знании IV,97. [51] Или «молитва, (происходящая) от знания». [52] Главы о знании I,34. [53] II/9,5. [54] Главы о знании I,30. [55] I/2 (9—10) = B2 (11—12). [56] I/64 (342) = B13 (124). [57] Ср. D. Miller. Translator’s Introduction, CXI—CXII. [58] II/33,3. [59] Главы о знании I,34. [60] Ср. совет преп.

Арсения Великого относительно того, как монах должен себя вести в периоды духовного упадка: «Ешь, пей, спи и бездельничай; только не оставляй келлии своей»; Apophthegmata, Arsenius 11 (PG 65,89 C). [61] I/88 (417) = B48 (339—340). [62] I/88 (418) = B48 (341). [63] II/34,3. Ср. образ зимы как времени помрачения, тоски и уныния, и весны как времени преображения ума — у Макария Египетского, Новые духовные Беседы II (26). [64] I/70 (360) = B17 (138). [65] II/34,2. [66] 1 Кор. 10:13.     Глава IV.

Смирение   Смирение есть риза Божества. I /53 (233) = B 82 (575) Кто ради Бога во всем умаляет и смиряет себя, тот бывает прославлен Богом. Кто алчет и жаждет ради Него, того напоит Бог Своими благами. Кто терпит наготу ради Бога, того облекает Он в ризу нетления и славы. Кто нищает ради Бога, тот бывает утешен истинным Его богатством. I /57 (304) = B 5 (77)

Одним из лейтмотивов творений преподобного Исаака является тема смирения. Несколько Бесед из 1-го и 2-го тома целиком посвящены этой теме. В настоящей главе мы рассмотрим учение Исаака о смирении как богоуподоблении через подражание Христу и о внутренних и внешних признаках истинного смирения.   1. Смирение как уподобление Богу Для Исаака Сирина говорить о смирении (mukkaka, makkikuta)

[1] — это говорить о Боге, потому что Бог в его восприятии есть Тот, Кто в наивысшей степени «кроток и смирен сердцем» [2] . Смирение Бога, согласно Исааку, было явлено миру в воплощении Слова. В Ветхом Завете Бог оставался невидимым и неприступным для всякого приближающегося к Нему, когда же Бог облекся в смирение и скрыл Свое величие под человеческой плотью, Он стал видимым и доступным: Смирение есть риза Божества.