Эдгар П. Кайзер-КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МОРМОНАМ-Ответ... "Святым последних дней"-© Фонд "Лютеранское Наследие", 1994-Предисловие-Лютеранская

1. От Пальмиры до небес

Вы встречали их много раз. Двое молодых людей с короткой стрижкой, тщательно выбритых, одетых в костюмы и, возможно, даже в шляпы, быстро и решительно шагающие по тротуару. Они имеют всегда очень чистый и опрятный вид. В их манерах чувствуется готовность к действиям и решимость следовать своим путем. Когда они смело поднимаются по ступенькам рядом стоящего дома, вы мысленно подмечаете: "Мормоны-миссионеры!"

И они действительно повсюду. В городах и поселках, в центрах и на окраинах, в густонаселенных районах и среди обитателей глухих деревень. Кто же они, эти так называемые "мормоны"? Каковы их убеждения? Что они отстаивают? Откуда они взялись?

Религиозная атмосфера

Церковь "мормонов" или, более точно - "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" имеет свои корни в северовосточной части Соединенных Штатов, где она начала зарождаться в начале 1800-х годов. Это было время существенного религиозною подъема. Великое Пробуждение, начавшееся в 1740-х годах под руководством таких людей, как Джонатан Эдварде1, закончилось, за ним следовал духовный застой. Гражданская война повергла нацию в состояние, характеризовавшееся самой низкой религиозной активностью за весь период ее истории.

Откликом на это стало Второе Великое пробуждение. Собрания на природе (в походных условиях) стали основной характерной чертой этого движения. "Эмоциональная", если можно так выразиться, религия, когда люди "в порывах веры" лаяли как псы и падали в припадках конвульсий, стала общераспространенным явлением. "Когда Новая Англия воспряла в этом втором великом движении, распространяя свои настойчивые призывы к собратьям в миссионерских порывах за пределами своих рубежей и пустилась "в Македонию"2, западная часть Нью-Йорка оказалась в сфере особого внимания", - пишет Томас Ф. О'Деа в своей работе "Мормоны". Проповедники буквально ринулись в этот регион, везя с собой Библии, брошюры и периодические издания евангелизационного содержания. Евангелизация западного Нью-Йорка была столь интенсивной, что эта область начала "иссушаться" и регион даже получил название "Опаленный район". "Возрожденцы" один за другим посещали этот регион и с каждым из таких посещений сотни людей обращались и "переобращались" ими по очереди. Каждый евангелист претендовал на то, что именно его "ответвление" религии является истинным.

Чарльз Финни3 буквально поверг страну в пламя своими так называемыми "новыми мерами"4 и драматическими методами возрождения (так называемого "ривайвелизма"). Александр Кэмпбелл5 основал свою организацию "Ученики Христа", основанную на новозаветных порядках, что было попыткой восстановить церковь и вернуть ее к раннехристианским принципам. Шекеры, Джемима Уилкинсон (или Уилкерсон) и другие основали коммунитарианскую группу, где особое внимание уделялось тому, что человек должен совершить сам для достижения вечного спасения (Краткий, но замечательный обзор религиозной атмосферы начала 1800-х годов приведен в книге Томаса Ф. О'Деа, "Мормоны"6).

Детство Иосифа Смита-младшего прошло буквально в мире религии - неподалеку от Пальмиры, в Нью-Йорке. Родившись в Вермонте в 1805 году, Иосиф в возрасте 11 лет переехал вместе со своей семьей в Манчестер, Нью-Йорк. Манчестер, расположенный между Пальмирой и Канандейгуа, славился своей школой, производством шерсти, муки и бумаги, а в 1820 году там началось использование доменных печей. Смиты были коренными американцами, поселившимися в Новой Англии с 1638 года. Макки, предки Иосифа по материнской линии, происходили из рода шотландских раскольников и жили в Новой Англии с 1669 года.

Иосиф, похоже, был милым и приятным молодым человеком. Он был смышлен и любил приключения. В юности, он, как кажется, не особенно то интересовался религией, но не мог остаться в стороне от религиозной суматохи тех времен. Некоторые считали его бездельником и "не принадлежащим к числу самых трудолюбивых юношей поселка". Он был известен как кладоискатель, пытавшийся таким образом пополнить бюджет своей семьи. Для того чтобы определить, где зарыты сокровища, он использовал так называемый "волшебный камень" - какой-то необработанный кусок кристаллического вещества местного происхождения. Большинство попыток кладоискательства предпринималось по ночам, при этом охотники за кладами часто "водились за нос дьявольским наваждением" и никак не могли найти столь желанного сокровища. Наивный оккультизм, похоже, был присущ Иосифу на протяжении большей части его юности.

Согласно его собственным свидетельствам, Смит был всерьез обеспокоен религиозной шумихой тех времен. Кто же из "возрожденцев" прав? Кто из них представляет Истину? Прочтя слова из Послания Иакова: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему"7, Смит принял их буквально и "уединился в лесу" с тем чтобы просить мудрости у Бога. Тогда ему было 15 лет. Он усердно молился, и - как он заявил позже – его прошение не осталось без ответа. По его словам, ему явились две небесные "личности", заявившие, что они являются Богом Отцом и Его Сыном. Ему, якобы, был дан совет не примыкать ни к одной из религиозных групп, действовавших в той области тогда, потому что все они были не правы. Ему бьшо велено также просто ждать дальнейшего слова и готовить себя к предстоящим великим делам.