Эдгар П. Кайзер-КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ МОРМОНАМ-Ответ... "Святым последних дней"-© Фонд "Лютеранское Наследие", 1994-Предисловие-Лютеранская

Создание церкви

В течение примерно трех лет, ушедших на перевод золотых листов на английский, произошли еще два важных события. Одно из них, как утверждается, имело место в мае 1929 года. Иосиф Смит, вместе со своим компаньоном Оливером Каудери, якобы приняли помазание на "Аароново священство" от Иоанна Крестителя. Другое событие, точное время которого, похоже, нигде не зафиксировано, заключалось в том, что Иосифа и Оливера, по их собственным свидетельствам, посетили Петр, Иаков и Иоанн. От этих апостолов ими, дескать, было принято "Мелхиседеково священство". Именно на этих двух священствах основывается официальная власть церкви Иисуса Христа святых последних дней. Священство дает власть проповедовать, учить, крестить и отправлять многие другие обряды, являющиеся частью мормонской системы религиозных поверий и действий. Власть осуществлять эти два священства получена путем рукоположения и потому передается далее таким же образом.

Книга Мормона, Аароново и Мелхиседеково священство послужили основанием для создания новой церкви. За те месяцы, в которые переводилась Книга Мормона, Иосиф Смит собрал вокруг себя нескольких соратников и последователей. Он полностью полагался на "прямое откровение от Бога" в решении различных проблем, возникавших за эти месяцы становления. Ко времени организации церкви, ее основатель, по его собственным утверждениям, получил не менее 20 откровений, содержащих от нескольких до 84 строк (стихов). Следуя одному из так называемых "откровений", 6 апреля 1830 года (Учение и Заветы, 208) он создал официально зарегистрированную церковь ("религиозное объединение"), собрав на документе о ее регистрации подписи шести мужчин, что соответствовало требованиям законодательства. На собрании объединения было получено еще одно "откровение", согласно которому Иосиф Смит был назван "провидцем, интерпретатором, пророком, апостолом Иисуса Христа и старейшиной церкви". Оливеру Каудери было указано ("свыше") рукоположить Иосифа Смита на все эти "служения". Далее это же откровение указывало Иосифу Смиту рукоположить Оливера Каудери в "старейшины сей церкви Христа". После причастия все остальные присутствовавшие получили "дар Святого Духа" и были приняты в члены церкви, путем рукоположения (Учение и Заветы, 21). Вот при таких нехитрых обстоятельствах в доме Питера Витмера-старшего, в Файетте, Нью-Йорке 6 апреля 1830 года была создана церковь Иисуса Христа святых последних дней.

Начало преследований

Хотя Книга Мормона и послужила толчком к тому, что Иосиф Смит "обрел место под солнцем", его дальнейший путь был не слишком прост. Многие из тех кого он крестил помнили о прошлом - о его репутации охотника за богатством и кладоискателя. Местные жители просто считали его мошенником и безнадежным богохульником. Появились иски по старым делам, за которыми последовали несколько судебных разбирательств. Это явно ослабило религиозную активность группы Смита, и вся его семья попала в полосу неудач. Иосиф Смит-старший был заключен в тюрьму по обвинению в неуплате долга. Они оказались перед лицом банкротства. И даже Эмма, жена Иосифа, металась в сомнениях, напуганная раздающимися в адрес ее мужа угрозами, она отказывалась стать "официальным" членом церкви и побуждала Иосифа "спуститься на землю" - что было единственным путем обеспечения безопасности их брака.

Хорошим образцом надуманных "откровений", которые использовал Иосиф Смит, является ответ, "полученный" им на высказанные опасения Эммы: "Вслушайся в голос Господа Бога твоего, когда Я говорю к тебе, Эмма Смит, дочь моя... Ты -женщина избранная и призванная Мною. Не ропщи на то, чего ты не постигла... И служение твое будет заключаться в утехе раба Моего, Иосифа Смита-младшего, мужа твоего, в его бедствиях, твоими утешительными словами, в духе кротости... И не следует тебе бояться за мужа своего, ибо муж твой будет поддерживать тебя от Церкви... Оставайся верной заветам, которые ты заключила. Следуй им в духе кротости и сторонись гордыни. Да найдет твоя душа усладу в муже твоем... И пока ты не будешь исполнять этого, не придешь туда, где Я".

Даже перед лицом столь ясной "вести" и прямых угроз, Эмма не давала своего согласия на присоединение к церкви еще в течение месяца после указанного откровения. После того как это все-таки произошло, Иосиф никогда более не возвращался на "грешную землю".

Существовавшая одно время угроза авторитету Иосифа в церкви со стороны Оливера Каудери и Хайрума Пейджа была легко устранена очередным "откровением": "Се, Я говорю тебе, Оливер... никто не будет помазан на получение заповедей и откровений в этой церкви, кроме раба Моего Иосифа Смита-младшего, ибо он получает их как сам Моисей... И еще ты должен взять брата своего Хайрума Пейджа и поведать ему наедине, что все, о чем он прочитал на том камне - не от Меня и сатана ввел его в заблуждение" (Учение и Заветы, 28).

И затем происходит одно из наиболее значительных событий в истории церкви Иисуса Христа святых последних дней. Оливер Краудери и еще три человека помимо него, отправляются в миссионерскую экспедицию для обращения индейцев. Через бывшего кэмпбеллита Парли Пратта был достигнут контакт с весьма успешным кэмпбеллитским ривайвелистом Сидни Ригдоном. Поссорившись недавно с Александром Кэмпбеллом и ревностно веруя в то, что Израилю надлежит быть снова собранным, Сидни Ригдон был убежден в правильности коммунного устройства раннехристианской церкви и был готов к принятию новых "откровений" мормонов. Менее чем за три недели Сидни Ригдон и все его коммунное поселение в Киртланде, Огайо, были крещены мормонскими миссионерами, после чего Ригдон отправился вместе с ними в штат Нью-Йорк, где был сердечно принят двадцатичетырехлетним Иосифом Смитом - младшим. Ригдон принес с собой некоторую теологическую и педагогическую основу в группу мормонов. Он был искренне предан убеждениям кэмпбеллитов о недопустимости курения и употребления спиртных напитков и весьма существенно повлиял на теологическое развитие мормонов (см., например, "Мир мудрости", Учение и Заветы, 89). Он убедил Иосифа Смита и группу его последователей из 60 человек переехать в Киртланд, Огайо - почти на 300 миль западнее штата Нью-Йорк, с его преследователями и "порочной прессой".

Назвав Киртланд "восточной границей земли обетованной", Иосиф Смит в конце концов увел группу своих последователей на запад. "Ригдон остановил лошадей перед главной лавкой Гилберта и Витни (в Киртланде). Иосиф сразу же спешился, взбежал по ступенькам и вошел в лавку, где стоял его младший компаньон. 'Ньювел К. Витни! Ты - тот человек!', -воскликнул он, протягивая руку. "У тебя есть преимущество передо мною, - ответил молодой лавочник. - Я не могу назвать тебя по имени, как ты назвал меня'. 'Я Иосиф, пророк, - сказал тот, улыбаясь. - Ты молился о том, чтобы я пришел, ну, так чего ты хочешь от меня?' Такое бесцеремонное вступление полностью обескуражило Витни. Он отдал пророку свой дом для временного проживания и свою преданность на всю жизнь" (Fawn M. Brodie, No Man Knows My History, p. 98f.). После обращения 150 кэмпбеллитов из Киртланда, новое поселение мормонов насчитывало уже более 200 человек.

Большую часть времени в Киртланде Иосиф посвятил разработке плана построения Нового Иерусалима, хотя место для предполагаемого святого города еще не было выбрано. Церковь начала приобретать свои очертания. Очень большое значение в ней придавалось Ааронову священству. Была избрана группа так называемых двенадцати апостолов. Чтобы взглянуть на эту новую религиозную общину приезжали люди, жившие за много миль от того места. Многие из них были обращены и остались там жить. Говорили, что там совершаются чудеса. Был разработан так называемый "Объединенный устав Еноха", согласно которому частная собственность становилась церковной, а личная прибыль - общественной добычей, что давало церковным лидерам огромную экономическую власть. Была проведена первая всеобщая конференция, во время которой Мелхиседеково (т.е. высшее) священство было введено, в действие и состоялось рукоположение еще нескольких человек. А вернувшиеся миссионеры рассказывали о прелестях Индепенденса, Миссури, что повлекло за собой направление 30 человек для обследования Индепенденса, как потенциального места для Нового Иерусалима. Эта экспедиция закончилась учреждением общины мормонов в Индепенденсе. Несмотря на бедность и все усиливающееся противостояние оппонентов, возражавших против его руководства движением, Иосиф Смит убедил своих последователей воздвигнуть храм в Киртланде, освящение которого в 1836 году повергло общину в состояние эйфории.