Кирилл Александрийский-ГЛАФИРЫ, ИЛИ ИСКУСНЫЕ -ОБЪЯСНЕНИЯ ИЗБРАННЫХ -МЕСТ ИЗ КНИГИ ВТОРОЗАКОНИЯ-О телице, жилы которой

О том, кто ведет войну против врагов

Уготовите оружия и щиты, говорил некогда пророк Исайя (21, 5). И премудрый Павел говорит также: Облекитесь во всеоружие Божие (Еф. 6, 11). Ибо друзья Божий и рачители добродетели и приобвыкшие к прекрасным делам весьма мужественно ведут борьбу против всякого нечистого и плотского наслаждения. Ибо упорству диавола противопоставляют крепость веры, непобедимую решимость, терпение в бедах, ревность к трудолюбию, конечно, достойному похвалы. Но я не думаю, чтоб кто-нибудь мог достигнуть когда-нибудь этой меры духовного мужества, чтоб таким образом получить и достойную удивления славу, если бы не имел Христа, помогающего ему. Ибо Он всячески готов помогать и содействовать тем, которые стремятся мудрствовать то же, что и Он сам мудрствовал и которые получили чрез Него очищение и считают за честь поношение за Него. Посему боговдохновенный Псалмопевец говорит: Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: `прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!' Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы (Пс. 90, 1-3). А что мы явимся победителями над врагами, при помощи Бога, в этом уверяет тот, кто говорит: За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его (14-15). Но смотри, о том же написано самим премудрым Моисеем, ибо он говорит: Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого. Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя (Втор-23, 9-14). Слышишь, что те, которые хотят побеждать врагов и получить славу, должны удаляться от всякой скверны: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф.6,12); они тщательно наблюдают за человеческою жизнью и следят за поступками каждого. Поэтому нам необходимо вести образ жизни безупречный и безукоризненный, чтоб не подвергнуться обвинениям с их стороны. Ибо отец греха есть наш враг и преследователь. Те, которые в сем мире по закону войны и сражения вступают в бой с врагами, или сами получают раны телесные, или наносят их другим. У нас же бывает не так: Оружия воинствования нашего не плотские (2 Кор. 10, 4), по слову Писания. Оттого мы получаем раны не на теле, но принимаем в душу и сердце похоти и впадаем в страсти плотоугодия; по сему нам нужно облечься во всеоружие духовное, оградить себя небесною благодатию и, сколько возможно, держать свою душу вдали от всякой духовной стрелы. Таким образом мы одержим победу над нашими противниками и, победивши всякую страсть, сохраним для Бога красоту души не обезображенною. Посему закон говорит: Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого , то есть поставь себя как можно дальше от всякого преступления и да не будет против тебя никакого справедливого обвинения в постыдном и ненавистном деле и избегай обвинения в чем бы то ни было, и пусть не возможно будет никакое злое слово против тебя. А что мы должны избегать пороков телесной нечистоты, на это прикровенно указал закон тем, что осквернившемуся излиянием семени повелевает выйти из стана и вечером омыться водою и тогда уже возвратиться в дом и, если захочет, в самый стан. Теперь постараюсь раскрыть, что это значит и какой смысл заключается в этом. Если человеческое осквернение произошло вследствие того, что душа сделалась склонною к распущенности и доступною нечистым желаниям, то Господь присуждает отлучить от общества святых того, кто впал в это, и не допускает, чтоб чистый находился в общении с нечистыми; ибо Он никогда не оставляет в нас гибельного греха ненаказанным. Но мы можем обрести очищение во Христе, омываемые водою, сообразно с сказанным: Омойтесь, очиститесь (Ис. 1, 16). Делающие это делают вечером, то есть в последние времена века; полное же очищение узрят некоторые в обществе святых. Ибо оскверненные противоестественными страстями, пребывавшие некогда вне общества и стана святых, бывшие далеко от стада святых, получивши очищение чрез святое Крещение сделались из далеких близкими, общниками святых, согражданами и соучастниками надежды, во время пришествия Христа, бывшего как бы вечером, пред самым концом настоящего века. Итак, закон говорит, что те, которые стремятся к очищению во Христе, должны отвергнуть любовь к плотским порокам. Но говорит закон: Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя. Ибо желающим одержать победу над духовными врагами, как я сказал, надобно всевозможно удаляться от всякого вида нечистоты; потому что все мы погрешаем во многом и природа человека болит склонностью к злу, но, по слову Псалмопевца, Кто усмотрит погрешности свои? (18, 13.) Если же случится кому быть побежденным какою-нибудь естественною нечистотою и быть увлеченным тем, что противно закону и святой жизни (ибо закон греха живет в членах плоти), то хотя погрешности, проистекающие из слабости, совершаются сначала не явно, но прикровенно и не на виду многих, но сокровенно, как бы вне и вдали стана; потому должны быть скрываемы при помощи исправления их: ибо мудрые будут скрывать постыдныя дела свои, как написано. Когда мы перестаем грешить и при помощи наклонности к лучшему как бы приводим душу к избранию того, что полезно, тогда мы удаляем от себя безобразие преждесовершенных грехопадений и, уничтоживши зловоние греха благовонием последующих добрых дел, мы опять войдем в стан святых, то есть Церковь первородных. И это совершается во Христе. Каким образом? — Если мы, по слову Его, возьмем крест свой с бодростью и готовностью. На это прикровенно указывается нам тем, что мы должны иметь под поясом лопату или дерево. Закон духовен и обыкновенно употребляет видимые предметы для изображения предметов духовных. Ибо мы не нечисты в очах создавшего нас Бога, когда ходим в отхожие места и освобождаем себя от излишеств чрева. Но как я сказал недавно, то что подлежит внешним чувствам, бывает прообразами и знамениями предметов духовных. Поэтому мы должны засыпать землею нечистоты, потому, что Господь Бог твой ходит в стане твоем. И в нас живет и пребывает Христос. И когда видит в нас что-нибудь постыдное и безобразное, отвращается от нас тотчас же: святый Дух премудрости, как сказано, удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований (Прем. 1,5). Если же находит нас чистыми и убранными, и свободными от страстей и скверн, — с готовностью поселится в нас и от руки врагов избавит нас. Посему и говорит: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев. 19, 2). И опять: изыдите отсюду, и нечистоте неприкасайтеся и Аз прийму вы, глаголет Господь (Ис. 52, 11). Ибо тех, которые таким образом очистились, с радостью примет Господь наш Иисус Христос. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

О камнях, помазанных известью

1. Богодухновенный Павел весьма мудро сказал, что древние чрез писания Моисея были руководимы к познанию таинства Христова. Так и в действительности было и это слово истинно; ибо если мы обратим в истину заповеданное Моисеем, то найдем прекраснейший заключающийся в нем духовный смысл. Строго придерживаясь буквы и не оставляя того, что заключается в образах, послушаем, что говорит пророк: углубитесь в основание. Ибо ничего поистине совершенного и полезного мы не найдем в тенях, а заповедь сделаем совершенно бесполезною. Посему и богодухновенный Моисей полагал покрывало на лицо свое, указывая тем, думаю, людям рассудительнейшим, что закон имеет двоякий смысл, и что во внутреннейшем его содержании заключается истина; тень налагается на лицо наподобие маски и внешнее есть как бы излишний покров на то, что сокрыто. Итак, Моисей во Второзаконии учит нас, что учители Нового во Христе Завета будут изрекать но временам учение чрез Него, будут руководить к истине и будут предлагать более ясное толкование буквы Писания, изъясняя его более духовным образом. Ибо так написано: И заповедал Моисей и старейшины [сынов] Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне. И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих. Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью; и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа; из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему, и приноси жертвы мирные, и ешь там, и веселись пред Господом Богом твоим; и напиши на камнях все слова закона сего очень явственно (Втор. 27, 1-8). Обрати внимание на то, что он повелел не относиться пренебрежительно к словам, сказанным им, но употреблять возможно большую заботливость о них. А таковы были слова, сказанные святыми Апостолами. Но теперь я постараюсь сколько возможно лучше уяснить каждое изречение отдельно.

2. Когда вы, говорит, перейдете Иордан, войдете в вожделенную землю обетования, тогда поставивши большие камни на высоте, обмажьте их известью и напишите на них весь закон сей весьма явственно. Итак, великие и положенные на возвышенном месте камни указывают нам на лик святых Апостолов, которые поистине велики, возвышенны и дивны. Что касается добродетели и славной жизни во Христе, то ничто не может сравниться с ними. Ибо мы находим, что они по достоинствам выше и несравненно превосходнее нас. Скажи мне, кто, имея ум, будет стремиться к равенству с сими святыми и славными мужами, которых Христос назвал своими друзьями: Я уже не называю, - говорит, - вас рабами; Вы друзья Мои (Ин. 15, 15-14); называет их светом мира и солью земли (Мф. 5, 13-14); поставил их благодетелями, назначил врачами вселенной, говоря: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8). Итак, это — камни великие и как бы лежащие на горе. Ибо блеск славы и великая известность их делает их весьма высокими и как бы поставленными на горе. Но кто суть те, которые поставили эти камни? Те, которые перешли Иордан, — уверовали во Святого Христа и получили благодать святого Крещения; учеников нашего Спасителя — сии поистине святые и избранные камни — они поставляют себе учителями и наставниками; о них-то говорит нам пророческое слово: подобно камням в венце, они воссияют на земле Его (Зах. 9, 16). Ибо Божественные ученики, обходя вселенную, как бы разбросаны были по всей земле и повсюду показывали красоту свойственного им благочестия и проповедовали об истинной жемчужине, едином и многоценном камне, то есть Христе. Помазанные известью камни имеют на себе весьма ясное начертание закона. Ибо мы можем найти истины, содержащиеся в законе, ясно и наглядно открытыми у святых Апостолов, уже не сокрытыми буквою закона и не имеющими темного покрывала тени, но ясными и чистыми. Ибо учение святых духовно: они ясно раскрывают закон; на это, по моему мнению, и указывает то, что камни, помазанные известью, имели ясное начертание закона, как написано. После того как посвящены камни, на которых был закон, повелевает построить жертвенник из других цельных камней, то есть нетесаных и не подвергшихся ударам железа. Какой же может быть смысл этого? Христос есть камень краеугольный, избранный (1 Пет. 2, 6); положен же Он в основание Сиона; ибо на Нем мы утвердились и имеем в нем как бы некоторое безопасное и непоколебимое основание; и мы, как живые камни, дом духовный, созидаемся в святой храм, в жилище Бога в духе. А с тем вместе мы — как бы и некоторый жертвенник; соединены вместе единством духовным и благоухаем верою во Христа и приносим чрез Него Богу и Отцу благоухание добродетелей, как самый благовонный фимиам. Поэтому богодухновенный Павел заповедует нам: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего (Рим. 12, 1). Итак, камни — мы сами, но цельные и неповрежденные; ибо, как я сказал, те, которые издают благоухание Самого Христа, всецело посвящают Ему свою душу; они не увлекаются привязанностью к мирскому, и не носят уже на себе язв, причиняемых нечистым и отвратительным грехом. Но как Христос не разделяем, так и они единомудренны и истинны. Они преданы единому Богу, остерегаются, как бы не принять участия в плотском и мирском. Так, посвятивши себя Богу, святой Павел пишет: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп. 1, 21). Необходимо помнить, как Бог изрек нам тот же закон в другом месте, так говоря: если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их (Исх. 20, 25). Итак, как я уже сказал, камни должны быть цельные и нетесанные. Но, говорится, ешь там, и веселись пред Господом Богом твоим (Втор. 27, 7). Ибо те, которые достигли такой славы, что в состоянии благоухать Христом, вполне справедливо насыщаются святою Божественною пищею и духовно радуются в очах Бога. Но это дано будет тем, которые получили духовные благословения и в церквах уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Об избрании Иисуса

1. Весьма правильно уразумевши и таинство Христа и меру служения Моисеева, премудрый Иоанн провозгласил: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Но закон готов был на гнев и на преступающих его тотчас и без сожаления налагал тяжелые наказания; он всегда обвинял во зле и производил вменение греха: ибо, сказано, грех не вменяшеся, не сущу закону (Рим. 5, 13). И опять: грех не вменяется, когда нет закона. Христос же освобождает нас от грехов; ибо Он оправдывает благодатию и освящает тех, которые уверовали и приводит в исполнение то, что древле обетовано было отцам. А что то и другое истинно, это объясняет опять Павел, написавший так: буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6). Буквой же называет он тень закона, а духом — служение в духе и истине, то есть евангельское, которое Христос распространил по всей вселенной; ибо если первое служение не было безукоризненным, то необходимо нужно было дать место второму; и сам Бог объявлял его ветхим, обещавши новое. Итак, как бы устранивши Моисея и удаливши от среды, некоторым образом произошел и прославился и вождь наш Христос. Чрез Него и в Нем введенные в Небесное Царство мы получим продолжающееся нескончаемые веки счастье, проводя жизнь чистую, святую и свободную от всякого порока. К тем же мыслям и чувствам руководят нас данные древним чрез Моисея установления. Ибо написано так: И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся (Втор. 31, 7-8). Когда доблестный Моисей был близок к удалению от дел и переселению в вышние обители, тогда некоторым образом противопоставляется ему и принимает начальство боговдохновенный Иисус. Ибо когда прекратилась ветхая и древняя буква и служение по закону, как я уже сказал, было в упадке, тогда сошел к нам с небес Единородный и явился в образе нашем. Будучи владычествующим над вселенной Богом и обладая самым старейшим и несомненным достоинством в этом отношении, Он чрез уподобление нам так смиряется, что как будто впервые призывается к Царской власти. Поэтому Он и сказал: Аз поставлен есмь Царь от Него (очевидно от Бога и Отца) над Сионом, горою святою Его, возвещали повеление Господне (Пс. 2, 6). Итак, да не выводит никто на средину Моисея, уступающего в славе Христу: да не владычествуют образы и да не превозносится кем-либо тень: прежнее прошло, се, творю все новое (Апок. 21, 4-5). А если бы кто решился делать это; тот стал бы бесчестить Божественное домостроительство и явился бы противящимся Богу и разрушителем святого и великого таинства. Ибо привязанный к образам после явления Иисуса будет весьма далек от собрания святых и явится совершенно лишенным наследия и участия в дарованиях, подаваемых чрез Христа. Страдавших этим некоторых жителей Галатии божественный Павел ясно обличает, говоря: О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? (Гал. 3, 1-3.) Потом к сему присоединяет: Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (5, 4-5). Ибо великий Моисей был поистине верным и превосходнейшим из людей; но он был рабом и его достоинство состояло в том, что он был посредником и служителем закона, изрекающего суд. Но пришел Господь его и принес нам оправдывающую благодать. Итак, да удалится закон, обвинитель во грехе, служитель осуждения, чрез который Бог все заключил под грех, дабы всех помиловать, по Писанию.

2. Но что говорит великий Моисей Иисусу: мужайся и крепися: ты бо внидеши пред лицем людей сих в землю, юже клятся Господь отцем нашим, дати им, и ты в наследие разделиши ю им. Обрати внимание на предсказание закона. Моисею не неведома была слава Спасителя, несравнимое превосходство святого паче всего, лучше же, всякой разумной твари, он знал непобедимую десницу, эту всемогущую и непреоборимую власть; он почти не удивился, видя падение врагов, бессилие смерти, бегство сатаны; древле непобедимого и непреоборимого дракона видя робким и побежденным, пасть греха — загражденною, прокаженных — очищенными, демонов — трепещущими от ужаса, бурное море — усмиряемым одним словом. Ему не неведомо было, что закон сам по себе не оправдал никого, ибо кровь быков и козлов не могла уничтожить грех. Но Господь наш Иисус Христос освободил вселенную от древних преступлений; если же Он Сам есть истина и по естеству свят; то Он освящает собственною кровию тех, которые уверовали в Него, делает их победителями смерти и тления; вводит их в самое Небесное Царство, поистине вожделенную и святую землю вышней обители, прекрасный город на небесах, в Церковь первородных, которой художник и устроитель — Бог. А что Бог Отец будет во всем помогать и содействовать сделавшемуся подобным нам Сыну, — это ясно утверждает Моисей, прибавляя: и Господь идый с тобою не отступит от тебе, ниже оставит тя. Итак, Сын — всемогущ и имеет непобедимую власть; ибо Он — Бог по естеству; если же говорится, что Отец помогает Ему, то это говорится об Его человечестве; в подобном же смысле говорится о явлении Его в зраке раба и о самом образе воплощения Его. Итак, чтоб возбудить в нас веру, Сын сделался подобным нам человеком, принял свойственную человеку немощь, говоря Небесному Отцу и Богу: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15, 10). А что учение закона, понимаемое духовно, почти никому не было известно прежде пришествия Господа и наконец возбудило удивление после того, как воссиял Христос, и положено было как бы пред глазами малых и больших после того, как сошел на нас Дух Святый, чрез Которого мы уразумеваем и глубины Божий, — это ясно опять из дальнейших слов; ибо так сказано: И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего (Втор. 31, 9-12). Ты слышишь, чего требовал закон. Он заповедует избранным жрецам, а также старейшинам, по прошествии седьмого года, в год отпущения, в праздник кущей, собирать всех юношей и старцев, женщин и отроков и собранным таким образом читать его. А что должны были пройти многие и не малочисленные годы прежде, чем воссиял Христос, и открылось время вочеловечения Его, это можно видеть из того, что чтение закона должно было совершаться чрез семь лет. Ибо число семь в Божественном Писании означает множество; поэтому я думаю и сказано: лежит в изнеможении родившая семерых (Иер. 15, 9). И еще: не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его (Притч. 26, 25). И тот же Приточник сказал еще: семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16). Обрати внимание на то, что в продолжение семи лет до наступления времени отпущения, то есть в продолжение времен до пришествия Христа, закон не был читаем. Ибо ничего не понимать в нем, хотя бы кто случайно и читал его, — это все равно, что совсем не читать его. Но потом, как я сказал, он сделался понятным малым и большим, когда наступило время отпущения. Ибо закон заповедовал древним, говоря: В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему (Втор. 15, 1-2). И опять: Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу (ст. 12). Господь же наш Иисус Христос в конце веков, как бы после семи лет, отпустил долги, и умилосердился над согрешившими, и должникам, по евангельской притче, даровал прощение, и нас рабов греха и порабощенных сатане сделал славными и блистающими духом свободы. Наступило же время отпущения в праздник кущей, который знаменует тайну Воскресения, когда храмина или тело каждого из умирающих полагается в земле. Ибо когда Христос воскрес из мертвых, поправши смерть и лишивши ад добычи и сказать узникам: `выходите', и тем, которые во тьме: `покажитесь' (Ис. 49, 9), тогда, украшая природу человека Духом Святым, как в начале рода, и природу тех, которые восстановлены во освящение, Он дунул святым Апостолам, говоря: приимите Дух Свят (Ин. 20, 22). Тогда открылись очи ума нашего; тогда мы просветились и уразумели закон, сокровенный древле и почти никому из древних непонятный. Тогда мы собраны с концов земли в место, которое Он Сам избрал, то есть Церковь, где нам, бывшим среди теней и образов, объясняют закон избранные и святые наставники и учители. Поэтому и божественный Павел, очень хорошо прелагая образы в духовное созерцание, так пишет: Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа (Евр. 9, 13-14). Тогда как израильтяне закалали агнца и привязаны были к теням, он, образ таинства относя ко Христу, опять говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7). И в другом месте пишет: Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам (Гал. 4, 21-26). Итак, наставляемые духовно мы воспринимаем в себя закон — Божественный страх. А что в определенное время должна была упраздниться сила служения в прообразах и сени, на это опять прикровенно указал Моисей. Ибо написано: что когда Моисей вписал слова закона сего в книгу до конца, вручил ее левитам, носящим кивот завета Господня, говоря: вземше книгу сию, возложите ю на краю кивота завета Господа Бога нашего. Уразумей, почему Моисей повелел положить закон на одной части кивота, а не на самой средине его, хотя еще не даны были новые заповеди, данные Христом, которым древнейшая заповедь должна была уступить и как бы дать место или удалиться со средины, дабы уяснилось случившееся. Ибо закон не удаляется совсем с святого кивота, потому что закон Моисея принимается в церквах; однако ж и не полагается на первом месте, но как бы оттеснен и остался на краю, уступая место, как я сказал, тому, что несравненно превосходнее его, то есть Божественным и евангельским заповедям, чрез которые Христос наставил, привел нас к Богопознанию и всякому знанию добродетели. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.