«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

8 Сочинения в 5-ти томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 181-182.

9 Очерки бурсы. С. 383.

10 О ересях 101 (PG 94, 764-773).

11 Православное пастырское служение. Париж, 1957. С. 234-238.

12 Очерки бурсы. С. 273-275.

13 Педагог 3, 10.

14 Помяловский. Очерки бурсы. С. 245-246.

15 Очерки бурсы. С. 246.

16 О встрече. СПб, 1994. С. 176.

17 Ангелы, иночество, человечество. - Богословский сборник. Вып. II. South Canaan, 1955. С. 36-40.

18 За тридцать лет (1884-1914). - Церковно-исторический вестник № 2-3, 1999. С. 218.

19 Слово 2, 73.

20 Доклад на консультации православных богословских школ в Санкт-Петербургской духовной академии, 20-26 января 1999 г. Опубликован в журналах "Христианское чтение" № 18, 1999; "Церковь и время" № 2 (9), 1999.

21 Полностью напечатан в Вестнике РХД № 177. Париж - Нью-Йорк - Москва, 1998. С. 39-82.

22 Русская мысль № 4248. Париж, 3 декабря 1998 г.

23 Ср. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 51.

24 Лк. 16:8; Ин. 12:36.

25 Обращение ?????, ????????, ????????? в разговорном греческом койне относилось к духовным учителям и наставникам вообще; то же следует отметить и для слов ???????, ????????????. См. Theological Dictionary of the New Testament. Vol. II. Michigan, 1964. P. 154.

26 Слова Иоанна Крестителя (Мф. 3:11) имели очень конкретный смысл: Иоанн говорил о том, что он недостоин быть даже учеником Мессии.

27 Ср. Мк. 1:3 ("Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему"); Мф. 21:8 ("Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге").

28 См. Ефес. 4:11: "И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями (???????????)".

29 См. Словарь библейского богословия. Под редакцией К. Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1990. С. 1194-1196.

30 Протопресвитер Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого. Париж, 1971. С. 136.

31 Ср. настенные изображения в римских катакомбах конца I – начала II вв.

32 Ср. I послание св. Климента Римского.

33 Существует гипотеза (основанная на свидетельстве историка V века Феодора Чтеца: см. Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte. Berlin, 1971. S. 160), согласно которой одним из ректоров Александрийского училища был Афинагор Афинский (II в.). Знаменитое "Прошение о христианах" Афинагора является опытом библейского богословия, будучи вместе с тем одним из наиболее ранних трудов по осмыслению христианской догматики: автор раскрывает учение Церкви по таким вопросам, как домостроительство воплотившегося Логоса, сотворение мира и человека, антропология, ангелология, экклезиология и сакраментология. В "Прошении" очевиден глубокий подход к проблемам христианской аскетики и нравственности: Афинагор выступает против абортов, поощряет девство, говорит о причинах стойкости христиан перед лицом гонений. Его стиль и манера изложения свидетельствуют о положительном отношении к эллинистической культуре: в тексте встречаются поговорки из "Илиады", цитируются "Одиссея", Гесиод, орфическая поэзия, Эсхил, псевдо-Софокл, Пиндар и Еврипид, автор знаком с герметической литературой, греческой историографией и, конечно же, античной философией. Доктрина этого апологета представляет собой интересный опыт адаптации достижений среднего платонизма к нуждам христианского богословия. Если Афинагор действительно был предшественником Пантена и Климента на посту ректора Александрийского училища, то именно ему, а не им может принадлежать основная роль в превращении этого училища в "христианский университет".

34 Строматы 1, 9. Здесь и далее "Строматы" Климента Александрийского цитируются (с незначительными изменениями) по изданию: Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева). Т. I. М., 1996. Cc. 30-299.

35 Строматы 1, 5.