Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп. «...цель слова не в том, чтобы разъяснить…, но чтобы ... воспеть, ибо только так можно выразить невыразимое словом….» Потому, «если и весьма малое количество поэтов может заслужить имя богословов, то все истинные богословы суть поэты…»   Дионисий Ареопагит [ Главная стр.

] [ Назад] [ Дать отзыв] Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческогоАвтор: Симеон Новый Богослов, преп.

1. СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА МИСТИЧЕСКАЯ МОЛИТВА, В КОТОРОЙ ОН ПРИЗЫВАЕТ СВЯТОГО ДУХА, СОЗЕРЦАЯ ЕГО 2. КТО ЕСТЬ МОНАХ, И КАКОЕ ЕГО ДЕЛАНИЕ, И НА КАКУЮ ВЫСОТУ СОЗЕРЦАНИЯ ВЗОШЕЛ ЭТОТ (СВЯТОЙ ОТЕЦ) 3. ПОУЧЕНИЕ К МОНАХАМ, НЕДАВНО ОТРЕКШИМСЯ ОТ МИРА И ОТ ТОГО, ЧТО В МИРЕ; А ТАКЖЕ О ТОМ, КАКУЮ ВЕРУ НУЖНО ИМЕТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕМУ (ДУХОВНОМУ) ОТЦУ 4.

АЛФАВИТ В ДВУСТИШИЯХ, ПОБУЖДАЮЩИЙ И НАСТАВЛЯЮЩИЙ НА ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ ЖИЗНИ ТОГО, КТО НЕДАВНО УДАЛИЛСЯ ОТ МИРА 5. ЧЕТВЕРОСТИШИЯ О ЛЮБВИ К БОГУ 6.  МОЛЕНИЕ БОГУ. И О ТОМ, КАК (СВЯТОЙ СИМЕОН), СОЕДИНЯЯСЬ С БОГОМ И ВИДЯ СЛАВУ БОЖИЮ, ПРИХОДИЛ В ИЗУМЛЕНИЕ 7.  О ТОМ, ЧТО СТАВШИЙ ПРИЧАСТНИКОМ СВЯТОГО ДУХА, ВОСХИЩАЕМЫЙ ЕГО СВЕТОМ, ВОЗНОСИТСЯ НАД ВСЕМИ СТРАСТЯМИ, НЕ ПРЕТЕРПЕВАЯ ВРЕДА ОТ ПРИБЛИЖЕНИЯ ИХ 8.

 О ТОМ, ЧТО СМЕРТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, КАСАЕТСЯ И ВЕСЬМА КРЕПКИХ 9.  ЗДЕСЬ ОТЕЦ С ИЗУМЛЕНИЕМ РАССКАЗЫВАЕТ О ТОМ, КАК ОН ВИДЕЛ БОГА, ПОДОБНО АПОСТОЛАМ ПАВЛУ И СТЕФАНУ 10.  БЛАГОДАРЕНИЕ БОГУ ЗА ДАРЫ, КОТОРЫХ (СВЯТОЙ СИМЕОН) УДОСТОИЛСЯ ОТ НЕГО.И О ТОМ, ЧТО ИГУМЕНСТВО И СВЯЩЕНСТВО СТРАШНО ДАЖЕ ДЛЯ АНГЕЛОВ 11.  О ТОМ, ЧТО ОДНО ТОЛЬКО БОЖЕСТВО ЖЕЛАННО И ВОЖДЕЛЕННО ПО ПРИРОДЕ, И ДЛЯ ПРИОБЩИВШЕГОСЯ К НЕМУ ОНО БЫВАЕТ ПРИЧАСТИЕМ БЛАГ 12.

 УЧЕНИЕ С БОГОСЛОВИЕМ, ГДЕ ГОВОРИТСЯ О СВЯЩЕНСТВЕ И О БЕССТРАСТНОМ СОЗЕРЦАНИИ 13.  КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МОНАХ И КАКОЕ ЕГО ДЕЛАНИЕ, КАКОЕ ПРЕУСПЕЯНИЕ И ВОСХОЖДЕНИЕ 14.  ОБ УМСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ ДЕЙСТВИЙ БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА И ОБ УМСТВЕННОМ И БОЖЕСТВЕННОМ ДЕЛАНИИ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ 15.  О ТОМ, ЧТО ВСЕ СВЯТЫЕ, БУДУЧИ ОЗАРЯЕМЫ, ПРОСВЕЩАЮТСЯ И ВИДЯТ СЛАВУ БОЖЬЮ, НАСКОЛЬКО ВОЗМОЖНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ВИДЕТЬ БОГА 16.

 ИЗЪЯВЛЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ ЗА БОЖЬИ ДАРЫ. И КАК ПИШУЩИЙ ЭТО ОТЕЦ ИСПЫТЫВАЛ НА СЕБЕ ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА. И ПОУЧЕНИЕ, ИЗРЕЧЕННОЕ ОТ ЛИЦА БОГА, О ТОМ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ СПАСЕНИЕ СПАСАЮЩИХСЯ 17.  О ТОМ, ЧТО ТЕ, КОТОРЫЕ УЖЕ ЗДЕСЬ ЧЕРЕЗ ПРИЧАСТИЕ СВЯТОГО ДУХА СОЕДИНИЛИСЬ С БОГОМ, БУДУТ И ПОСЛЕ СМЕРТИ ПРЕБЫВАТЬ С НИМ. С ТЕМИ ЖЕ, КОТОРЫЕ НЕ ТАКОВЫ, ПРОИЗОЙДЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ 18.

 ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ “ПО ОБРАЗУ”, И О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК СПРАВЕДЛИВО СЧИТАЕТСЯ ОБРАЗОМ ПЕРВООБРАЗА. И ЧТО ЛЮБЯЩИЙ ВРАГОВ, КАК БЛАГОДЕТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ПОДРАЖАТЕЛЕМ БОГА, И ПОТОМУ, СТАВ ПРИЧАСТНИКОМ СВЯТОГО ДУХА, ОН БЫВАЕТ БОГОМ ПО УСЫНОВЛЕНИЮ И БЛАГОДАТИ, БУДУЧИ ПОЗНАВАЕМ ТОЛЬКО ТЕМИ, В КОМ ДЕЙСТВУЕТ СВЯТОЙ ДУХ 19.  О ТОЧНЕЙШЕМ БОГОСЛОВИИ И О ТОМ, ЧТО НЕ ВИДЯЩИЙ СЛАВУ БОЖИЮ ХУЖЕ СЛЕПЫХ 20.

 СЛОВО В ФОРМЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ БОГОМ И АВТОРОМ ЭТИХ СЛОВ. И О ТОМ, КАК, ПРОСВЕЩАЕМЫЙ СВЯТЫМ ДУХОМ, ЭТОТ БОЖЕСТВЕННЫЙ ОТЕЦ (СИМЕОН) БЕСЕДОВАЛ С БОГОМ И ОТ НЕГО ТАИНСТВЕННО УЗНАВАЛ БОЖЕСТВЕННОЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ 21.  МОЛИТВА К БОГУ — ПРОСИТЕЛЬНАЯ И БЛАГОДАРСТВЕННАЯ ЗА ВСЕ, ЧТО БЫЛО С НИМ (СВ. СИМЕОНОМ) 22.  О ТОМ, ЧТО ВОЗЛЮБИВШИЙ БОГА НЕНАВИДИТ МИР 23.

 ПУТЬ К СОЗЕРЦАНИЮ БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА 24.  ОБЩЕЕ НАСТАВЛЕНИЕ С ОБЛИЧЕНИЕМ КО ВСЕМ: ЦАРЯМ, АРХИЕРЕЯМ, СВЯЩЕННИКАМ, МОНАХАМ И МИРЯНАМ, ИЗРЕЧЕННОЕ И ИЗРЕКАЕМОЕ ОТ УСТ БОЖЬИХ Послесловие 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ 2. МЕТРИКА ГИМНОВ З. ЯЗЫК И СТИЛЬ ГИМНОВ 4. ТЕКСТ ГИМНОВ В РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ 5.

О СТИХОТВОРНОМ ПЕРЕВОДЕ ГИМНОВ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА № 1 наверх СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА МИСТИЧЕСКАЯ МОЛИТВА, В КОТОРОЙ ОН ПРИЗЫВАЕТ СВЯТОГО ДУХА, СОЗЕРЦАЯ ЕГО[1]. Прииди, свет истинный! Прииди, жизнь вечная! Прииди, сокровенное таинство! Прииди, безымянное сокровище! Прииди, неизреченное могущество! Прииди, непостижимое лицо! Прииди, непрестанное ликование! Прииди, невечерний свет!

Прииди, истинная надежда всех стремящихся к спасению! Прииди, лежащих пробуждение! Прииди, мертвых пробуждение! Прииди, могущественный, всегда творящий, претворяющий и изменяющий все одним движением воли! Прииди, невидимый, совершенно неосязаемый и неизведанный! Прииди, всегда остающийся неподвижным и (вместе с тем) ежечасно весь движущийся, и приходящий к нам, лежащим в аду- Ты, Который выше всех небес!

Прииди, имя всегда желанное и везде повторяемое, хотя для нас совершенно невозможно сказать, кто Ты, и узнать, каков Ты или откуда Ты! Прииди, радость вечная! Прииди, венец неувядающий! Прииди, порфира великого Бога и Царя нашего! Прииди, пояс кристалловидный и усыпанный драгоценными камнями! Прииди, подножие[2] неприступное!

Прииди, царская багряница и поистине самодержавная десница! Прииди Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа! Прииди Один к одному, ибо я одинок, как Ты видишь! Прииди, отделивший меня от всех и сделавший одиноким на земле! Прииди, Сам ставший во мне влечением и сделавший, чтобы я тосковал о Тебе, совершенно недоступном! Прииди, дыхание мое и жизнь!