Владимиров Артемий /Искусство речи/ Библиотека Golden-Ship.ru

Вместе порассуждаем, почему мы выбираем то или иное слово; предпочитаем эту, а не другую синтаксическую конструкцию, дабы выразить лучшим образом мысль – и таким образом вы будете прикасаться к тому словесному творчеству, которое составляет основу проповеднического искусства. Итак, вместе с вами составим слово (устное выступление) на тему: «Молитва Преподобного Сергия».

Часто священники, особенно новопоставленные, приступая к произнесению слов, испытывают затруднение в том смысле, что приходится говорить о предметах хорошо известных в церковной аудитории – например, о Преподобном Сергии Радонежском или о другом святом. Так вот, тема хорошо известна, а сказать надобно так, чтобы представить людям что-то новое – свое отношение, свое рассуждение, свою мысль, а не повторить в сотый раз чужое изречение и мнение.

Как говорить о Преподобном Сергии, чтобы скучно не было?! Как говорить о Преподобном Сергии, чтобы не умалить от высоты и святости предмета?! Как говорить о Преподобном Сергии, чтобы лицом в грязь не ударить?! Размышляя обо всем этом, приходим к выводу о необходимости находить свой подход и приступ к теме. Нужно уметь смотреть на предмет с неожиданной стороны, тем паче, что предмет этот объемный, глубокий, исчерпать его никто из нас не сможет, поскольку слишком большое расстояние – не временное, а духовное нас отделяет от Преподобного Сергия. Он свят, а мы грешны.

Он является воистину обителью Духа Божия, а мы еще не очистились от «духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия». Несомненно, в наше время всякий, кто взял на себя смелость произносить духовное слово, призван не столько рыться в пособиях, составляя компиляции и аппликации, сколько молитвенно вживаться в самый предмет, прося вразумления у Господа и у того, о ком мы хотим говорить.

Дабы слово наше было живо, а не мертво; свежо, а не затхло; интересно, а не скучно; глубоко, а не поверхностно; искренно, а не формально; в каком-то смысле спонтанно, а не затвержено и заучено, что всегда производит на слушателей дурное впечатление. Мы, конечно, не против того, чтобы готовиться к словам и произнесению слова (раз, два и три про себя произнесите его)

, но против того, чтобы это слово было мертворожденным ребенком, выкидышем. Нам нужно, чтобы это было живое дитя. Поэтому в день Преподобного Сергия мы ставим себе задачу не пересказывать известное житие, но найти в этом благодатном материале такое русло, плывя по которому, наша мысль достигнет цели. А цель – это духовное назидание слушателя; цель – это определенный духовный импульс, который от нашего сердца с Божией помощью должен выйти и отпечатлеться в сердцах наших слушателей.

В слове обязательно должна быть сердцевина. Дурно то слово, которое аморфно и не имеет внутренней стройности, а значит, соразмерности, композиции. Композиция слова – что крона дерева, состоящая из ветвей, веточек, сучков и листьев. Смотришь на дерево, тянущееся к небу, видишь, насколько это совершенное творение – никаких излишеств, все подчинено устремленности к небу, к солнцу.

Ствол восполняется отходящими от него вправо и влево ветвями; ветви, обрамленные листвой, придают дереву изящные, совершенные, гармоничные формы, которые отличают живое дерево от сухостоя. Так вот и мы с вами, приближаясь к размышлению о молитве Преподобного Сергия, просим его положить нам на сердце главную мысль, которая сама собой восполнится, сама нас поведет от начала к концу.

И мысль эта, как говорит талантливый современный проповедник о. Вячеслав Резников, «должна быть кристальной». Слово, как ствол, пусть от корня восходит к вершине и вместе с собою поднимает слушателя. Дабы он не почувствовал головокружения от стремительности восхождения, нужно время от времени дать ему посидеть на той или другой ветви, отходящей от ствола.

Итак, «Молитва преподобного Сергия». Из самой темы ясно, что главным действующим лицом нашего слова мы избираем не самого угодника Божия, и не его учеников, и не его родителей, а именно молитву, составлявшую, безусловно, нечто весьма существенное, а может быть, и определявшее личность святого. И когда я утверждаюсь в этом намерении говорить о молитве Преподобного Сергия, то, беря в руки хорошо мне знакомое житие, я тотчас смотрю на него иными глазами и с новым интересом вчитываюсь в знакомые эпизоды.

Хочу говорить о сокровенной жизни его сердца, о том, как в нем зачиналась, созревала, возрастала и, наконец, достигала своего совершенства молитва. Ведь ей и был подчинен, по существу, весь подвиг этого святого. Лучше будет все-таки намечать отдельные вехи этого слова, а вам предоставить возможность уже домыслить и довести дело до победного конца.

Но все-таки начало и конец, середина, развитие темы пусть будет четко обозначено и предано письменам. Так мы и начнем, сразу обозначив тему: Великий молитвенник Земли Русской... По мне – достойное начало. Обратим только внимание, что подыскано синонимическое выражение к названию. Мы не повторяем слова «Преподобный Сергий». А говорящие, к сожалению, нередко утомляют аудиторию бесконечным повторением одних и тех же выражений.

От такого повторения у слушателя вырабатывается молочная кислота, т.е. он внутренне, сам того не сознавая, утомляется и раздражается. Человеческая природа не выносит однообразия, и если мы не будем с самого начала помнить об этом, нас не спасет никакой сан. Будь ты хоть митрополит, но, если у тебя речь будет состоять из клише, штампов – а они запросто усваиваются сознанием, - не получится живого общения с залом. Это нужно иметь в виду.

Великий молитвенник Земли Русской был рожден на свет Божий по молитве своих родителей. В данном случае «масла масляного», то есть стилистической ошибки, нет. Но тут использован определенный риторический прием – это то, что относится к стилю речи, то, что возбуждает в слушателе желание прикоснуться к тайне молитвенной жизни. А, немного отступив от составления нашего слова, спрошу: какой прием, какая фигура речи использована в этом предложении? Тавтология. Что это такое?