Владимиров Артемий /Искусство речи/ Библиотека Golden-Ship.ru

Сегодня многие молодые люди помышляют о монашеском служении, но сколь немногие действительно становятся воинами Христовыми. (Так обычно именуют монашеское сословие.) Причина тому… (Вы, кажется, отступили от вашего рассказа, на самом деле вы слушателю даете, как некоему воробышку, посидеть на веточке. Дерево вашего слова растет, а он сидит себе и отдыхает, а потом полетит дальше.

Это отступление, несомненно, но сами видите, что оно совершенно связано с темой.) Причина тому – крайнее непостоянство нашего духа. (Разовьем это отступление.) Утром мы с горячностью свершаем обыкновенное молитвенное правило, а днем, погрузившись в мирскую суету, едва находим в себе силы (так и есть) отбиваться (выразительное слово из разряда разговорной лексики: «от этого человека ни крестом, ни перстом не отбиться!

»; «отбился от рук», «отбился от приставаний»)… …едва находим в себе силы отбиваться от потока грязных и грешных… – Вот тоже интересно. Эти два эпитета, два определения: «грязных и грешных», а далее еще и слово «грозящих» – похожи по двум первым согласным и по окончанию. Такое сочетание используется для усиления мысли, и одновременно, если уж вникать в тонкости, они придают некую музыкальность речи. Но только чтобы не было нарочито. ...

от потока грязных и грешных мыслей, грозящих увести наше сердце на страну далече . (Устойчивое евангельское выражение из притчи о блудном сыне.) В молитвенной жизни юного инока, который сокрылся в непроходимых дебрях Радонежских лесов, главным было постоянство . (Можно закончить это отступление достойным образом.) Пусть никто из нас не способен на отшельничество и на труды постнические, но и живя в шумном городе, находясь посреди толчеи людской, мы (ободрим слушателя)

вкусим от плода сердечной молитвы в свое время, если будем терпеливы и постоянны в наших малых ежедневных молитвенных трудах. А теперь я хочу вместе с вами наметить еще несколько вех из жития, которые каждый из вас по желанию может развить в своем будущем сочинении. Я бы предложил остановить внимание еще на таких эпизодах. Молитва Преподобного Сергия, которая подобна огню или мечу (повествование о его схватках с нечистью)

, - это уже, конечно, высшая степень молитвы, указывающая на ее силу. Преподобный становится страшен для демонических сил, «в учении его возгорелся огнь». Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (Пс., 117, 11). Этот эпизод не хотелось бы упустить из внимания. Еще один эпизод, очень наглядный и образный, – это литургическая молитва игумена Радонежского.

Преподобный Сергий у Престола, на Престоле Святой Потир, сослужащие ему монахи созерцают некий огнь, который, свившись, входит в Чашу. Рядом с преподобным Сергием служит Ангел Господень. Молитва преподобного низводит огнь Духа на Святую Чашу. Да и молитва любого литургисающего священника низводит этот огнь в силу того, что церковное таинство совершается.

Однако не все сподобляются видеть, переживать и чувствовать то, что было дано сомолитвенникам святого Сергия. А мы с вами закончим лекцию еще одним эпизодом, который не хотелось бы упустить. Молитва аввы Сергия выносила его за грани земного бытия (тут образ сам просится собою), как огненные кони пророка Илию. В день Рождества Божией Матери 8 сентября (по ст. ст.)

1380 года Радонежский игумен молился Богу о победе русского оружия, созерцая как на ладони прошедшее, настоящее и грядущее нашего Отечества. А закончил бы я это слово, если б действительно пришлось его произнести, таким замечательным историческим свидетельством. Когда Авраамий Палицын [52] , келарь Троице-Сергиевой лавры, в 1610 году впал в совершенное уныние по причине крушения Отечества и уже готов был плакать о погибели Русской Земли, то (

как мы читаем в сказании Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевой лавры) он на заре стал молиться и (видимо, святой человек был) услышал с неба глас Божий: Авраамий! Как ты можешь сомневаться в Промысле Божием над Русской Землею, ибо она и Православие не погибнут, покуда у Престола Божия молятся за Русь три святых: святой великомученик Димитрий Солунский, святитель Василий Великий и Преподобный Сергий Радонежский!

Приложение  к лекции 16 Молитва Преподобного Сергия[53] Великий молитвенник Земли Русской был рожден на свет Божий по молитве своих родителей. Кажется, что дар молитвы отрок Варфоломей получил, еще находясь во чреве матери, ибо как иначе объяснить происшедшее нею на Божественной литургии, когда все явственно слышали словно младенческий крик на Херувимской песне и в завершение службы. Трижды это чудо повторилось.

Неудивительно, что и все его отроческие годы были освещены немерцающим светом незримой миру лампады, которую Сам Господь затеплил в кроткой и незлобивой душе. Братья и сестры, вы знаете, что своих избранников Господь проводит через горнило испытаний. Не миновал их и печальник об Отечестве нашем. Встретив непреодолимые трудности в изучении грамоты, Божий отрок прибегнул к испытанному средству – всем сердцем, всей душой, всем помышлением, с плачем воззвал он к Небесному Отцу и был услышан. (

Эпизод собеседования с таинственным старцем) Сегодня многие молодые люди помышляют о монашеском служении, но сколь немногие действительно становятся воинами Христовыми. Причина тому – крайнее непостоянство нашего духа. Утром мы с горячностью свершаем обыкновенное молитвенное правило, а днем, погрузившись в мирскую суету, едва находим в себе силы отбиваться от потока грязных и грешных мыслей, грозящих унести наше сердце «на страну далече».

В молитвенной жизни юного инока, который сокрылся в непроходимых дебрях Радонежских лесов, главным было постоянство. Пусть никто из нас не способен на отшельничество и на труды постнические, но и живя в шумном городе, находясь посреди толчеи людской, мы вкусим от плода сердечной молитвы в свое время, если будем терпеливы и постоянны в наших малых ежедневных молитвенных трудах. (