Кириллова Ксения

"Сторожевая Башня" от 01.07.05 г.: «В некоторых странах правительства запрещают нашу деятельность. И всё же, повинуясь Богу, истинные христиане не перестают благовествовать там о Царстве».

Наше царственное служение, июнь 2004 г., с.4: «В тех странах, где деятельность народа Бога запрещена, обычно братья собираются маленькими группами».

Данная особенность организации отмечается и проиеговистскими источниками. Так, С.Иваненко указывает, что «в тех случаях, когда между обязанностями, установленными людьми, и библейскими принципами, по мнению Свидетелей Иеговы, есть противоречия, они руководствуются законами, установленными Богом»[42] В этой связи следует обратить внимание на оборот «по мнению Свидетелей Иеговы». Как мы уже неоднократно видели, мнением иеговистов на самом деле является не подлежащее обсуждению мнение ВиБРа. Следовательно, именно эта сравнительная небольшая группа людей наделена правом решать, выполнять ли миллионам людей требования национального законодательства. Данная ситуация выглядит не просто абсурдной, но и угрожающей.

Если обратиться к судебной практике, можно непосредственно пронаблюдать, как иеговистское учение сказывается на жизни конкретных людей. К примеру, в Московском решении указывается: «Московская организация Свидетели Иеговы посредством своей деятельности, включающей распространение литературы, побуждает граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей (к отказу от службы в армии и от альтернативной службы), формирует неуважительное отношение к государственным символам — флагу и гимну, запрещает своим приверженцам отмечать государственные праздники. Факты перечисленных действий подтвердили суду многочисленных свидетели, как члены организации, так и их близкие. Так, Свидетель Вишнева Н.Г. показала, что ее невестка обучает детей отрицанию всего государственного, национального, внушает им неуважительное отношение к государственным символам, флагу страны.

В характеристиках на детей Беляковой Ю.В. отражено, что дети не принимают участия в торжествах по случаю государственных праздников. Свидетель Соснин В.П., у которого на фронтах Великой Отечественной войны погиб отец, исходя из убеждений, внушаемых организацией, не считает, что День Победы и окончание войны с фашистской Германией принес что-то хорошее в его жизнь, этот день он не отмечает. Экспертами, проводившими исследования по гражданскому и уголовному делу, Овсиенко Ф.Г., комиссией, составившей комплексное заключение, психолого-лингвистической экспертизой отмечаются все перечисленные особенности организации Свидетелей Иеговы в полном соответствии с фактами из обстоятельств личной жизни, сообщенных в свидетельских показаниях».

Таким образом, можно сделать вывод, что явная антиобщественная и антигосударственная направленность учения иеговистов приводит к несоблюдению, а то и прямому нарушению законов страны, что не может не вызывать тревоги законопослушных граждан. Кроме того, отсутствие элементарного уважения, не говоря уже о какой-либо привязанности к своей Родине, ставит иеговистов в непримиримую оппозицию не только к государству как таковому, но и к лицам, имеющим какое-либо отношение к органам власти и управления, что, в свою очередь, также вносит в общество нестабильность.    

 

Прозелитизм

 

Выше уже упоминалось, что для того чтобы секта существовала, необходимы новые люди, без прихода которых любая секта неизбежно угасает. Для Свидетелей же Иеговы, как мы уже выяснили, проповедование является ключевой обязанностью, призывам к выполнению которой, собственно, и посвящена вся идеологическая, воспитательная, организационная и иная деятельность организации. Обязанность «свидетельствовать», уже подробно рассмотренная нами выше, целиком и полностью направлена на поиск и привлечение в секту новых членов. Как отмечает А. Дворкин, «Свидетелей Иеговы» знают прежде всего по их активной пропагандистской деятельности. Они чаще, чем члены многих других сект, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои листовки и журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания»[43] Разумеется, обязанность проповедовать в любой ситуации и выполнять заданную организацией почасовую норму, многочисленные отчёты, эффективные меры контроля и самоконтроля – всё это является неотъемлемым условием прозелитической деятельности.

Однако неотъемлемым – не значит единственным. В этой связи Дворкин разъясняет: «В сентябрьском номере иеговистского журнала для внутреннего употребления «Наше царственное служение» за 1996 год находятся подробные инструкции по вербовке, в том числе и требование узнать имя, адрес, телефон человека, проявившего хотя бы малый интерес к разговору. Руководство «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему» (1994 г.) рассматривает варианты втягивания посещаемых жильцов в беседу, в том числе при использовании прямой лжи о своей конфессиональной принадлежности… Все результаты разговора записываются в специальные карточки – «Записи служения по домам», где указываются адреса посещённых домов и квартир. Если возможно, фиксируются имена и фамилии жильцов, а также их реакция на пристающих к ним сектантов и подаренную литературу. Благодаря такой кропотливой работе тотальный учёт всех жителей районов, в которых действует секта. При этом собирается также информация о жильцах, времени, когда их можно застать дома, их здоровье, интересах. Степень активности «свидетеля» и, следовательно, его стремление к спасению оцениваются руководством иеговистов по данным этих карточек. Иным словом, как «вербовка», всю эту деятельность не назовёшь»[44] 

Позволим себе в этой связи некоторые уточнения. Обязательным отчётным бланком, используемым при хождении по домам, является «Отчёт о проповедническом служении». Обязательными для заполнения графами в нём являются указание даты посещения, книги и брошюры, оставленные в посещённых квартирах, часы проповеднического служения, подписки, отдельные журналы и повторные посещения. В конце каждого месяца необходимо сдать данный отчёт. Таким образом, информация о здоровье, предпочтениях и интересах жильцов не входит в этот бланк. Это не означает, разумеется, что сектанты игнорируют данную информацию. Их целью является узнать о человеке как можно больше, однако не с целью учёта, а затем, чтобы легче было подстроиться к нему, найти подход и, затем, втеревшись в доверие, с большей эффективностью проводить вербовочную деятельность. Поэтому количество информации, получаемой иеговистами от  вновь вовлекаемых лиц, увеличивается по мере роста интереса последних к проповеди. Так, в бланке отчёта об изучении уже есть поля для заметок, куда можно вносить любые показавшиеся сектанту важными сведения. Существуют также подробные инструкции по заполнению данных отчётов. Они приводятся в книге «Организованы проводить наше служение», с.103-105:  «Хотя изучение Библии обычно проводится по меньшей мере один раз в неделю, отчет о нем дается лишь один раз в месяц. В конце каждого месяца, пожалуйста, оформи листок Отчета об изучении для каждого домашнего изучения Библии, которое ты проводил с течение месяца с людьми, которые не являются посвятившимися, крещенными Свидетелями. Полностью и точно заполнив каждый листок, запиши общее число этих изучений Библии в рамку справа внизу на Отчетном листке проповеднического служения. Число, которое ты указываешь на Отчетном листке проповеднического служения, должно совпадать с числом сданных тобой листков Отчета об изучении. Важно отдавать точный отчет о «часах проповеднического служения». Это, в основном, то время, которое ты проводишь в служении по домам, в свидетельствовании на улице, при повторных посещениях, на домашних изучениях Библии или при любом другом неформальном или публичном свидетельствовании людям, который не являются посвятившимися, крещенными Свидетелями… Время в проповедническом служении начинает считаться, когда ты приступаешь к свидетельскому делу, и кончается, когда ты завершаешь свой последний визит. Время, использованное в течение проповеднического служения на легкую закуску или обед, не следует считать. Подсобным, общим и специальным пионерам, а также миссионерам поставлена цель часов. Возвещатели собрания равным образом поощряются ставить интересы Царства на первое место и напрягать все усилия в служении, чтобы, соответственно своим личным обстоятельствам, достигать как можно большего… Каждый месяц твой личный отчет о проповедническом служении вносится в карточку собрания для отчетов возвещателя, которая хранится как часть документов собрания. Если ты не будешь в своем собрании менее трех месяцев, то, пожалуйста, регулярно посылай свои отчеты о проповедническом служении своему собственному собранию»

Однако тщательная проработка вверенного участка и учёт проживающих на нём лиц – тоже всего лишь часть иеговистской вербовочной деятельности. Не менее пристальное внимание уделяется методам вербовки. По сути, именно они, а не изучение Библии, являются ключевой темой большинства иеговистских собраний, в частности, Школы теократического служения, являющейся местным отделением расположенной в Пенсильвании Школы теократического служения Галаад. Как уже говорилось выше, главными печатными изданиями, используемыми на Школе, являются учебник «Учимся в школе теократического служения» и ежемесячный бюллетень «Наше царственное служение» (НЦС). Оба они полностью посвящены инструкциям относительно того, как найти подход к людям и заставить их «выслушать без предубеждений благую весть». При этом регламентируется всё: умение втереться в доверие к людям и расположить их к себе, включая конкретные фразы, которые иеговисты обязаны произносить в разговоре с другими людьми, время с точностью до минуты, отведённое на произнесение этих фраз, даже мимику и выражение лица, которое должно у них быть при этом. Интересно, что об этом указывается даже в проиеговистских источниках. Так, С. Иваненко пишет: «В «Руководстве» для занимающихся в этих школах подробно рассказывается, как готовиться к проповедническому служению, поддерживать контакт со слушателями, правильно жестикулировать, иметь подходящую одежду и опрятную внешность»[45] Возьмём, к примеру, учебник «Учимся в школе теократического служения», 2002 г., содержит такие главы, как «Плавная речь», «Паузы», «Изменение интонации», «Естественность», «Умение владеть собой», «Использование плана», «Говори с убеждённостью», «Эффективное использование вопросов», «Приводи веские доводы», «Стремись достичь сердца» и т.д. Всего таких глав 53. Приведём отрывок из одной из них: