Кириллова Ксения

А.Дворкин, например, в этой связи указывает, что сектанты «выкупают литературу на свои деньги, а потом раздают или продают. Таким образом, для Руководящей корпорации издание журналов и книг – дело не только абсолютно беспроигрышное, но и приносящее баснословную прибыль: каждая книга многомиллионного тиража раскуплена ещё до её выхода в свет. До недавнего времени сектантам предписывалось покупать каждую новую книгу и журнал на каждого члена их семьи, не говоря уж о копиях для распространения. Сейчас в ряде стран этот порядок несколько изменён: сектанты еженедельно на «добровольно-принудительной» основе жертвуют деньги, как минимум покрывающие, а то и значительно превышающие назначенную в Бруклине стоимость распространяемых журналов.

В этом смысле «Свидетелей Иеговы» вполне можно рассматривать как коммерческий культ или торгово-финансовую пирамиду с идеологической псевдорелигиозной настройкой, существующей ради распространения письменно-печатной продукции издательского дома… И соответственно, нужно сделать всё для раскупаемости, от которой организация получает сотни миллионов чистого дохода. Именно поэтому в подавляющем большинстве стран Европы «Свидетели Иеговы» вообще никогда не считались религиозной организацией. В начале 1999 г. секта была лишена религиозного статуса во Франции. Французские власти обязали «Свидетелей» выплатить налоги за последние несколько лет, что составляет более 50 млн. долларов. До тех пор всё имущество секты во Франции арестовано»[58]

Подтверждением данного отрывка является следующая цитата из собственно иеговистской литературы:

«Организованы проводить наше служение» с.124-125: «Распространение Библий и библейской литературы, как, например, журналы, книги, брошюры и трактаты, играет важную роль в провозглашении благой вести. Обычно корпорация старейшин  назначает одного из служебных помощников заботиться о запасе литературы собрания, а другой служебный  помощник назначается  смотреть  за журналами.  Литература  предоставляется  возвещателям  за  номинальную  цену,  и  они  в  свою  очередь предлагают ее общественности за добровольное пожертвование. Братья, которым поручено заботиться о запасе литературы, относятся к своей обязанности серьезно. Они ведут список всех поступлений и издержек. Они записывают время поступления и количество полученной литературы, а также ведут текущую инвентаризацию и учет всех полученных денег… Наше царственное служение на каждый месяц объявляет определенное предложение литературы, чтобы было обеспечено упорядоченное и тщательное свидетельствование по всей территории… Раз в неделю деньги, полученные за литературу, журналы и подписки, передаются старейшине или служебному помощнику, которому было поручено корпорацией старейшин счетоводство собрания… На районных конгрессах, как на встречах местных собраний, ставятся ящики пожертвований,  и таким образом братья могут давать району добровольные пожертвования»

Таким образом, ведётся тотальный учёт и получаемой литературы, и пожертвований на её создание. В этой связи необходимо дополнить, что сейчас сектантам прямо не указывается стоимость литературы, хотя в выступлениях старейшины постоянно подчёркивается, что последняя издаётся на пожертвования, которые иеговисты поэтому обязаны щедро вносить. Называется данный вид пожертвований пожертвование «на всемирное дело» (имеется в виду дело проповеди), куда входит не только печать литературы, но и её доставка в разные части земного шара. В книге «Организованы проводить наше служение» на с. 121-122 перечисляются другие видов расходов, которые также относятся к «всемирному делу»: «Полагаясь на то, что Иегова заботится о Его сотрудниках, они не беспокоятся, а ставят Царство дальше на первое место в своей жизни… содержание типографий, которые производят и распределяют огромное количество Библий и библейских публикаций стоит денег. Дальнейшие большие расходы вызывает содержание Вефилей для служителей, которые работают на печатных машинах, ведут надзор за проповедническим делом по всему миру и другим образом служат полновременно для продвижения благой вести. Миссионеры подготавливаются и посылаются во многие страны, а другие служители назначаются как специальные пионеры, которые работают в уединенных территориях или в небольших собраниях. Разъездные надзиратели, служащие тысячам собраний по всему миру, также получают некоторую материальную поддержку, чтобы они могли продолжать свою важную работу. Очевидно, что служение в наши дни связано с большими денежными расходами. Откуда берутся все эти деньги? Помимо пожертвований, которые люди делают для покрытия расходов за полученную литературу, Свидетели Иеговы сами посылают добровольные пожертвования в местные филиалы «Уотч Тауэр Байбл энд Трэкт Сосайети». Видя необходимость, они проявляют такую же готовность, которая в давнем прошлом побуждала служителей Иеговы щедро давать на постройку места поклонения Иегове. Иногда Свидетели Иеговы завешают Обществу часть своего имущества… В то время как Свидетели Иеговы лично участвуют в деле возвещения благой вести, проповедуя публично и по домам, они также считают преимуществом употреблять свои деньги и другое материальное имущество для продвижения христианского служения… Расходы, возникающие в местных собраниях, тоже покрываются добровольными пожертвованиями»

Помимо пожертвований на всемирное дело, в каждом Зале Царства (так иеговисты называют места, где проходят их собрания) обязательно находятся ещё два ящика: пожертвования на нужды собрания и пожертвования в фонд Залов Царства (то есть на их строительство). В нужды собрания входит оплата аренды здания, деньги на содержание районных и областных надзирателей и иные текущие расходы. Строительство Залов Царства является даже одной из уставных целей организации. При этом необходимо отметить, что иеговисты практически не привлекают к строительству посторонних лиц. Возведением Залов занимаются специальные строительные бригады, образованные самими адептами. Денег они, разумеется, не получают, однако тем не менее пожертвования на строительство очень значительны. Так, при решении построить в Зал Царства в Екатеринбурге, в собраниях города задаётся три вопроса:

1. Хотите ли вы, чтобы в городе у нас был свой Зал Царства?

2. Какую сумму вы могли бы внести единовременно?

3. Какую сумму вы готовы внести ежемесячно?

Ответы на вопросы оформляются письменно. При этом отмечается, что данный ответ является обязательством, которое подписавший его не имеет права нарушить, так как исходя из этих данных собрание будет решать, как ему рассчитывать с банковской ссудой. Исходя из этого, становится понятным, почему Дворкин указывает, что в секте «признаётся допустимой и ложь о том, что деньги сектантам не нужны (это при том, что в другом руководстве весьма откровенно описываются методы их вымогательства»[59]. Методы эти в самом деле разнообразны. Стоит привести в этой связи некоторые иеговистские цитаты:

“Сторожевая Башня” от 01.11.96, с.28-31: «материально поддерживая чистое поклонение, мы всякий раз просто жертвуем Иегове то, что в любом случае принадлежит ему… Само собой разумеется, для поддержания всемирной организации Свидетелей Иеговы нужны деньги… христиане Македонии жили в глубокой нищете. Однако они умоляли о преимуществе жертвовать. И то, что они дарили, было, по свидетельству Павла, «Сверх сил»!... Кроме прямых денежных пожертвований и даров на условиях, в некоторых странах есть и другие возможности поддерживать царственное служение. К ним относятся: страховка… недвижимость… завещания»

Итак, из приведённого отрывка видно, что адептов призывают жертвовать даже при условии, что они находятся в нищете, жертвовать «сверх сил». Также указаны способы наиболее эффективного вымогательства денег (страховки, передача недвижимости, завещание имущества). Учитывая, что указания организации сакральны для адептов, можно заключить, что здесь имеет место прямое вымогательство денег. Это далеко не разовый случай. Через год повторяется та же самая мысль:

“Сторожевая Башня” от 01.11.97, с.27-29: «Иисус похвалил вдову за то, что она использовала свои материальные средства для поддержки поклонения Иегове. Тогда ясно, что в имение, упомянутое Соломоном, включается любая материальная собственность, какая у нас есть. А под выражением «начаток всякого прибытка твоего» подразумевается, что Иегове нужно отдавать самое лучшее… Принося дары Иегове, мы лишь возвращаем ему то, что он по своей сердечной доброте нам дал… Кроме прямых денежных пожертвований и даров на условиях, в некоторых странах есть и другие возможности поддерживать дело Царства. К ним относятся: недвижимость… завещания»

Однако самым ужасным является то, что секта призывает к внесению своего вклада малолетних детей. Так, в одной из статей  “Сторожевой Башни” от 01.11.05 г. на с.27-29 приводятся примеры из писем читателей: «Меня зовут Кэтлин Мэй. Мне восемь лет. Посылаю вам 28 долларов. Потратьте их, пожалуйста, на печатные машины»… «наши дети, 9 и 11 лет, решили внести свой вклад, потратив на это часть своих сбережений». «Я недавно получил наследство…, посылаю деньги на строительство Залов Царства»… «Поскольку сейчас я не могу служить в Вефиле (5-летний мальчик), я посылаю это пожертвование, а с ним мою любовь. Когда я вырасту, я поеду в Вефиль и буду там много работать» Далее текст статьи идёт по уже знакомому сценарию: «Истинные христиане жертвуют от всего сердца, как в своё время это делали израильтяне. Возможно, в прошедшем служебном году вы тоже внесли такой вклад в продвижение интересов Царства… Многие откладывают или планируют в своём бюджете определённую сумму, которую опускают в ящик с надписью «Пожертвования на всемирное дело»  Кроме непосредственных денежных пожертвований, в некоторых ряде стран есть и другие возможности поддерживать всемирное дело. Некоторые из них здесь указаны. Недвижимость… завещания»