Кириллова Ксения

Схожую оценку мы находим и в экспертном заключении религиоведческой экспертизы, г. Москва, проведённом специалистами религиоведческой исследовательской группы Института развития личности Российской Академии образования (далее – Экспертиза №4). В частности, в нём выделяются следующие особенности в характере руководства организацией:

– Наличие претензий на исключительную мудрость, требования беспрекословного согласия с властью или привилегией руководителя или «ядра лидеров». В начале деятельности «Свидетелей Иеговы» такие привилегии и власть имели основатель секты и его преемники. Позднее возникло «ядро лидеров», которое сакрализовано в качестве элиты. В учении секты – ярко выраженный элитаризм. Избранные 144 000 человек – «соцари Христа» на верху пирамиды. Ниже располагается тоталитарная иерархическая система… со «старейшинами», «разъездными надзирателями», «правовыми комитетами» и проч., организующая и направляющая жизнь основной массы «собратьев».

– Характер подчинения руководству: даже если оно производит серьезные изменения в идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя тем самым неограниченную верность своему руководству.

– Строгие обязанности членов секты соблюдать внутреннюю дисциплину поведения, участвовать в мероприятиях. Полное преобладание групповых установок и целей над индивидуальными, полное бесправие рядового члена группы в отношении группы и сакрализованного («правительство Бога», «руководящая корпорация») руководства.

Экспертное заключение доктора философских наук, профессора кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Ф.Г. Овсиенко от 31 января 1997 г. по фактам противоправной деятельности религиозной организации "Свидетели Иеговы" (далее – Экспертиза №5) ни в коей мере не противоречит предыдущим: «Религиозная организация "Свидетелей Иеговы" носит строго централизованный характер. Власть вышестоящих органов управления по отношению к нижестоящим - абсолютна. Ее первичным звеном является собрание (община верующих), возглавляемое надзирателем (старейшиной). Несколько собраний объединяются в округа, которыми руководят разъездные надзиратели. Мировым духовно-административным центром "Свидетелей Иеговы" является находящаяся в Бруклине Руководящая Корпорация»

Мнения экспертов ложатся также в основу судебных решений. Так, в решении Калининского районного суда г. Челябинска от 02.10.2000 г. приводится выписка из решения Хорошевского межмуниципального суда Северо-западного округа Москвы от 21 мая 1997 года, вступившего в силу 24 февраля 1998 года по иску Общественного комитета защиты свободы совести, Левинсона Л.С. и других к Дворкину А.Л. и другим о защите чести, достоинства и деловой репутации и опровержении порочащих сведений, из которой следует, что суд при рассмотрении дела установил, что "Структура организации Свидетелей Иеговы имеет жесткое иерархическое подчинение руководства всех ее филиалов в России Руководящей корпорации во главе с президентом Хеншелем (США) ... В собраниях от каждого члена секты требуется беззаветная преданность организации, безупречное подчинение старейшине - надзирателю собрания... Города Москва и Санкт-Петербург ... разделены на обрабатываемые участки по количеству организованных в городах собраний по 15-200 человек в каждом. Надзиратели собраний, районные и областные иностранные надзиратели не только контролируют духовную обстановку в собраниях, но и подчиняют своему диктату образ жизни, мышление, психику, поведение каждого члена секты..."

Итак, подытожим сказанное. Большинство исследователей сходятся на том, что ВиБР и сама организация как управляемая им структура являются аналогом харизматического вождя, чей приказ - это грозная и безоговорочная воля самого Бога (Иеговы). Справедливости ради стоит сказать, что существуют и противоположные мнения. Так, С. Иваненко считает, что «каждый Свидетель следует библейскому учению не по указанию какой-то организации, а на основании личного решения, повинуясь голосу собственной совести»[5]. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, самым верным, как мне кажется, будет обращение к самой иеговистской литературе. Рассмотрим для примера некоторые цитаты:

"Сторожевая Башня" от 01.09.98. с.11: «Верный и благоразумный раб», которого составляют помазанные христиане, представляет духовную «пищу во время» через эту организацию

“Сторожевая Башня” от 01.10.1999, с.5: “Но мы должны понимать, что Иегова открывает свои тайны в то время, когда он считает нужным. Для этой цели Бог уполномочил “верного и благоразумного раба” давать его народу духовную пищу… Мы можем быть уверены, что если с нетерпением ждем Иегову, он “вовремя” предоставит необходимую информацию через верного раба”

“Ты можешь жить вечно в раю на земле”, 1989, с.165: “Все законы и инструкции будут исходить от “нового неба”. А на земле будут назначены верные мужчины, которые будут следить, чтобы исполнялись все законы и инструкции… Уже сегодня в собрании христиан мужчины назначаются святым духом, чтобы заботиться о нём и руководить его деятельностью”

“Ты можешь жить вечно в раю на земле”, 1989, с.195: “Сегодняшняя видимая организация Бога ведется и руководится теократическим образом. В главном отделе Свидетелей Иеговы в Бруклине (Нью-Йорк) находится руководящая корпорация христианских старших мужчин, которые следят за всемирной деятельностью народа Бога… Она служит представителем этого верного раба”

“Организованы проводить наше служение”, 1990, с.65: «Иегова - источник изобилия удовлетворяющей духовной пищи. Пища вовремя раздается через Его Сына и земной канал, "верного и благоразумного раба"»

“Организованы проводить наше служение”, 1990, с.78: «Собрание должно быть группой крещенных возвещателей и других, которые признают класс "верного и благоразумного раба" и желают работать под его руководством… Никакие сестры при встречах не выступают с настоящими речами, а они читают вслух материал, предоставленный Обществом Сторожевой Башни, и дают к нему комментарии или проходят для разнообразия материал в форме бесед или демонстраций… Братья в новооснованном собрании, которые пригодны для назначения как старейшины или служебные помощники, будут рекомендованы бюро филиала Общества»

“Организованы проводить наше служение”, 1990, с.79: «Библейский девиз и разные части программы (конгресса) подготавливаются "верным и благоразумным рабом"»