Кириллова Ксения

Наше царственное служение, сентябрь 2005 г., с.5: «Библейские изучения проводятся не только ради того, чтобы познакомить человека с библейской истиной, но и чтобы помочь ему стать частью христианского собрания. Каждую неделю на изучении выделяй несколько минут для обсуждения какой-либо мысли об организации Иеговы»

Наше царственное служение, июнь 2004 г., с.4: «Надзиратель книгоизучения помогает всем возвещателям в группе выполнять христианскую обязанность проповедовать благую весть и подготавливать учеников»

Наше царственное служение, сентябрь 1995 г., с.1: «Он знает в точности, что нам необходимо. Через своё Слово и «верного раба» он прописал нам здоровую духовную пищу».

 Итак, приведённые выдержки явно свидетельствуют о самом настоящем культе организации. Она воспринимается адептами как единственный орган управления, контроля, единственный источник получения информации и жизненно необходимых инструкций. Из личного общения с иеговистами также явно прослеживается их абсолютно некритичное, раболепное отношение к указаниям ВиБРа или старейшин. На собраниях в коллективных молитвах Иегове, как правило, обязательно звучит благодарность «верному рабу» за духовную пищу, и зачастую не чувствуется разницы между понятиями «воля Иеговы» и «указание верного раба». «Верный раб» упоминается даже в иеговистских «песнях царства», звучащих на собраниях. Естественно, с правовой точки зрения подобная ситуация закладывает почву для массового нарушения прав человека, и эти нарушения будут рассмотрены ниже применительно к отдельным правам и конкретным случаям их нарушения. Возникает вопрос, каким же образом организации удаётся добиться столь фанатичной приверженности от обычных людей? Этому и будет посвящена следующая глава.  

 

Контроль сознания

 

Тоталитарные секты отличаются от традиционных религий именно всеобъемлющим контролем над всеми сферами не только жизни, но и сознания человека. По классификации С. Хассена, видного исследователя деструктивных культов, выделяются  следующие техники манипулирования (методы контроля сознания):

1. Контроль поведения. В данном случае действует система жестких правил и предписаний, которые регулируют поведение адепта. Применительно к Свидетелям Иеговы, можно выделить следующие способы контроля поведения члена группы организацией:

1) Наличие разнообразных обязанностей.

Сразу следует оговориться, что в тоталитарной секте первоначально создаётся впечатление, что эти обязанности адепт выполняет добровольно. В самом деле, никакого физического насилия к нему не применяется, но зато существует масса психологических приёмов, в результате которых человек приходит к мысли о том, что исполнение возлагаемых организацией обязанностей – единственно возможный стиль его поведения, смысл и суть его существования, а их неисполнение ведёт к суровому и страшному наказанию, возможно, к смерти. Как правило, пока сектанты не убедятся в том, что вновь вовлекаемый человек верит в необходимость обязанностей и неотвратимость наказания, ни о каких обязанностях ему не сообщается. В Организации «Свидетели Иеговы» подобных обязанностей больше, чем достаточно. В частности, это:

А) Обязанность посещать все встречи собрания. Как отмечают иеговисты, «Иегова - источник изобилия удовлетворяющей духовной пищи. Пища вовремя раздается через Его Сына и земной канал, "верного и благоразумного раба". Каким путем эта духовная пища преподносится отдельным членам организации? Между прочим, через разные встречи, проводящиеся каждую неделю в собрании»[6] Далее подчёркивается, что «Нам следует всеми силами поддерживать мероприятие публичных встреч» (там же, с.70).

Подобных обязательных встреч у иеговистов три. Первая – собственно собрание. Проводится оно по воскресениям. Структура собрания подробно и иронично описывается А. Дворкиным. Основной тезис, который можно вывести из этого описания – то, что суть собрания сводится к тому, что сектант некритично «выдалбливает наизусть весь номер» «Сторожевой башни» [7] С. Иваненко, напротив, доказывает, что впечатление, что иеговисты «тупо повторяют то, что опубликовано Обществом Сторожевой Башни – обманчивое впечатление»[8] Чем же на самом деле являются собрания Свидетелей Иеговы? Как верно отмечают исследователи, собрание делится на две части: публичная речь (доклад) и изучение «Сторожевой башни». Сами иеговисты очень чётко разграничивают их: «Обычно публичная встреча проводится в связи с еженедельным изучением Сторожевой Башни. Нормальные публичные речи в собрании длятся 45 минут. На изучение Сторожевой Башни требуется один час. Эти две встречи вместе с песнями и вступительной и заключительной молитвами не должны длиться дольше двух часов. Публичные встречи дополняют изучение Сторожевой Башни и отличаются от него методом, которым преподносится информация. Тогда как изучение Сторожевой Башни развивается как обсуждение с участием присутствующих, отвечающих на подготовленные вопросы, в публичной встрече произносится речь на определенную библейскую тему»[9]