Кириллова Ксения

Песня 11.

10 мин. Местные объявления. Используя преподнесение на с.8 (если они подходят для вашей местности), организуй две демонстрации: как предлагать «Сторожевую башню» от 15 августа и «Пробудитесь!» от 22 августа. Старейшина проповедует по телефону с возвещателем, у которого слабое здоровье.

15 мин. Помнишь ли ты? Обсуждение со слушателями, основанное на «Сторожевой башне» от 15 апреля 2005 года, с.30. Пригласи слушателей высказаться по каждому из вопросов. Подчеркни практическую ценность материала. Побуди всех внимательно читать каждый номер «Сторожевой башни» и «Пробудитесь!»

20 мин. «Начинаем изучения Библии у двери и по телефону» Организуй короткую демонстрацию, как можно начать библейское изучение во время первого посещения, только один-два абзаца из брошюры «Требует Бог». Коротко расскажи один-два ободрительных случая из проповеди, когда было начато изучение Библии по телефону.

Песня 30 и заключительная молитва».

 Комментируя последний пункт программы, интересно отметить, что старейшина ободрительные случаи действительно рассказал. Притом не указано, что делать, если таковых случаев в собрании не было. Не зависимо от того, какова реальность, примеры привести нужно, поэтому данное указание можно косвенно отнести к указанию солгать, если собрание оказалось «невезучим» на подобные примеры. Интересна и реакция иеговистов на приведённые случаи. Они восприняли их с удивлением и восторгом, хотя у всех лежали на коленях открытые на нужной странице НЦС, предварительно прочитанные дома.

Кроме этого, на Школе постоянно даются задания, какие статьи из журналов нужно прочитать к каждому занятию (статьи, как уже было сказано, снабжены попунктовыми вопросами), какие отрывки из Библии нужно знать, а кроме этого, «учащиеся» обязаны разыгрывать сценки, наглядно показывающие образцы вербовки. Сценки раздаются «ответственными братьями», полученные задания обсуждению не подлежат. Инструкции к проведению сценки находятся в учебнике. Готовятся иеговисты старательно, поскольку выступления публично оцениваются старейшинами. Во внутренней литературе Общества существуют даже инструкции, относящиеся непосредственно к подготовке заданий: «Чтобы извлекать наибольшую пользу из служебной встречи, мы советуем тебе заранее подготавливаться. Рекомендуется до встречи пройти материал, обрисованный в Нашем царственном служении. Иногда обсуждаются статьи из разных публикаций Общества. Заблаговременное исследование не только поучительно, но и позволяет тебе давать комментарии, когда пункты программы требуют участия присутствующих. Чем больше ты воспринимаешь от служебной встречи, тем более эффективным ты будешь в своем проповедническом служении».[12]

Творческий аспект при подготовке сценок, однако, задействуется минимально. Время, отведённое на задание, рассчитано с точностью до секунды, вплоть до того, что выступающие не зачитывали какие-либо значимые стихи из Библии, чтобы только не допустить сбой в программе всего на десять секунд! Озвучить ссылку без её прочтения они также не имели права, ведь это было равносильным тому, что они присваивали бы себе право «учить со сцены», а это имеют право делать только старейшины. В результате главным атрибутом иеговистской подготовки является не столько Библия, сколько секундомер. Таким образом, практически всё время члена секты заполнено если не посещением собрания и других встреч, то подготовкой к ним, репетициями сценок и «преподнесений» и штудированием литературы. К участию в сценках привлекаются даже малолетние дети: «Примерных посвятившихся возвещателей, а также их благовоспитанных детей можно просить принимать участие в определенных пунктах, например, в демонстрациях. Их можно интервьюировать или попросить рассказать свои опыты под руководством ответственных братьев. Если тебе дается возможность участвовать в программе, то сотрудничай радостно и добросовестно, зная, что это является частью твоего служения Иегове»[13]

Также в иеговистской литературе прямо указываются цели посещения данного вида встреч:

«Для этой цели программы служебной встречи составляются так, чтобы помочь нам различным образом: 1. поощряя нас участвовать как можно больше в работе по домам или в работе на улице и улучшаться в преподнесении благой вести, 2. указывая нам на необходимость проводить повторные посещения у лиц, которые проявили интерес или приняли библейскую литературу (для этого необходимо делать хорошие записки и повышать свою способность учить таких лиц), 3. поощряя нас выкраивать время, чтобы регулярно проводить домашние изучения Библии и направлять учащихся к организации, 4. давая нам практический совет, как мы можем свидетельствовать неформальным образом, и обращая наше внимание на то, что нам следует говорить об истине при каждой возможности, и 5. вооружая нас лучше помогать новым, как и нашим детям и другим молодым лицам стать посвятившимися Богу учениками»[14]. В данном случае, как нам кажется, комментарии излишни. Обобщая перечисленное, можно сделать вывод, что основной целью Школы теократического служения является прозелитизм и постоянное совершенствование у «учащихся» навыков вербовочной деятельности, а также поощрение заниматься ею как можно активнее. Учитывая, что данная деятельность является основной для иеговистов, неудивительно, что ниже располагается призыв: «Твердо планируй принимать участие в этой встрече регулярно каждую неделю». 

Третья встреча – книгоизучение.   Проводится она вечером в будний день, но уже на дому, небольшими группами, и занимает всего час. Заключается она в изучении какой-либо книги, выпущенной Обществом Сторожевой Башни. Изучение построено также по принципу «вопрос-ответ», что и собрание. К книгоизучению также необходимо готовиться, чтобы как можно чаще давать свои комментарии по вопросам (в рамках, естественно, прочитанного отрывка). Несмотря на кажущуюся неформальность, эта встреча не менее обязательна, чем другие. Доказательством тому служит также «Отчёт об изучении», где, в частности, отмечается число присутствующих в каждую неделю, а также специальные указания и разъяснения относительно книгоизучения, даваемые в «Организованы проводить наше служение», с.75-77: «Члены собрания, а также приближенные, извлекают большую личную пользу из книгоизучения собрания, которое обычно проводится в меньшем кругу, чем другие встречи. К каждому такому изучению собирается лишь несколько семей или сравнительно небольшое количество отдельных лиц… Эта встреча является часовым групповым изучением Библии, при котором употребляется Библия и учебник, изданный Обществом Сторожевой Башни… Абзацы читаются вслух. Ставятся вопросы к абзацам. Даются комментарии. Прочитываются места Писания. Чтобы каждому запечатлевались главные мысли, в конце изучения можно проводить краткое устное повторение… Кроме того, мы учимся, как мы можем обсуждать этот материал с лицами, которым мы помогаем в нашем полевом служении. Таким образом эта встреча вооружает нас стать лучшими учителями Слова Бога… Стоит прилагать все усилия, чтобы приводить других с собой на эти встречи, чтобы они получили представление о духовно назидательных обсуждениях и теплом общении, которыми мы пользуемся»

Кроме этого, каждому возвещателю надлежит посещать короткие встречи для проповеднического служения (ВПС), на которых даются детальные инструкции по вербовке. В книге «Организованы проводить наше служение» на с.77 отмечается, что «В разные времена в течение недели группы Свидетелей Иеговы могут коротко собираться, чтобы подготовиться к проповедническому служению. При этих встречах обычно обсуждается библейский текст, предложения, как вести себя в ситуациях, которые встречаются в проповедническом служении, или другие пункты из Нашего царственного служения»

Посещение всех трёх встреч собрания обязательно. При неявке какого-либо иеговиста на очередную встречу это тут же замечают остальные и немедленно докладывают старейшины. Старейшины тут же «принимают меры», так как неявки на собрание означают «духовную слабость» адепта. При этом, согласно существующим в организации правилам, старейшина обязан «предложить помощь», то есть заняться увещеванием и призвать «прогульщика» раскаяться. В случае, если раскаянья не последовало, кроме всеобщего порицания могут применяться и другие дисциплинарные меры, вплоть до исключения из организации и «лишения общения». Но, как правило, до этого не доходит, так как влияние группы на человека бывает очень сильным, и он не решается ослушаться. Сами иеговисты утверждают:

"Мы можем не ходить на собрание если: