Кириллова Ксения

Тем самым преобладает тематика уничтожения неверных людей волей и силами Иеговы и спасение лишь тех, кто благодаря присоединению к "Свидетелям" избежит тяжелых бедствий, мучений и гибели. Это нагнетание страха формирует настрой, зловещие оттенки которого усугублены многократными описаниями человеческих бедствий вообще - бывших, нынешних и будущих.

Психологический и мировоззренческий данный мотив ориентирует сознание воспринимающего на близкое гипнотическому оцепенению перед фатальным ходом событий. Одновременно этот мотив подготавливает сознание воспринимающих к деятельности в режиме катастрофически-военного, осадного, дисциплинарно-организованного сопротивления и наступления.

Эмоционально-смысловую доминанту предложенных к анализу текстов образует насыщенность лексикой "печального" и "темного" настроя. Автоматический обсчет с помощью экспортной компьютерной психолингвистической программы "ВААЛ" показывает следующее. "Светлая" лексика (бог, верить, апостол, душа, человечество, вселенная, доверие, истинная ценность, справедливость) составляет в текстах "Свидетелей Иеговы" до 22 %. "Печальная" и "темная" лексика (насилие, растление, уничтожение, страдать, гонения, умирать, рабство, голод, холод, козни, ложь, клевета) составляет также до 22%, что является критической величиной, строит контекст всей печатной продукции "Свидетелей" как депрессивный, внушающий представление о мире как античеловечной системе вещей, нагнетающий тревогу, страх, подозрительность и озлобление.

Восприятие текстов "Свидетелей Иеговы" в целом обеспечивает формирование в их аудитории: а) настроения беспомощно-пассивного ожидания спасительных инструкций; б) готовности к нервозно-взвинченному опознанию в мире и людях своих заведомых врагов с расположенностью к агрессивно-озлобленному противостоянию им.

Вышеупомянутая настроенность существенно отличается от тональности, заложенной в общехристианской категории "страх Божий". Выделяясь этим на фоне иных вероучений, тексты "Свидетелей Иеговы" особо эксплуатируют мотив ужаса перед грядущим Концом. Нагнетание страха через настойчивую повторяемость эсхатологических представлений (конец света и т.п.) сопровождается переакцентировкой традиционных и канонических библейских акцентов. Общее изобилие в текстах цитат из авторитетных источников (прецедентность) служит приданию публикациям "Свидетелей Иеговы" наибольшего веса и одновременно отводит потребность в дополнительном обращении к первоисточникам. В этом плане искажение исходного смысла цитируемого особенно значимо. Отрыв цитат от их контекста и их значительное деформирующее сокращение дезориентируют воспринимающего в осмыслении и религиозной традиции, и современной действительности»

В Экспертном заключении № 2 отмечается, что «Комплекс представлений о скором уничтожении всех, не согласных с учением объединения “Свидетели Иеговы”, в глобальной войне является одним их основных средств психологического воздействия на личность рядовых членов объединения “Свидетели Иеговы” со стороны лидеров, а также на личность человека, на которого обращено пропагандистское воздействие членов объединения “Свидетели Иеговы”. Периодические издания объединения “Свидетели Иеговы” содержат навязчивые утверждения, что сейчас все человечество пребывает на пороге уничтожения. Что вскоре, в самое ближайшее время, будут ликвидированы все существующие религиозные, социально-политические и государственные структуры и институты, ибо все это - “порождения сатаны”.

С помощью экзальтированной эмоциональной риторики и с использованием известных методов психологической обработки и психологического давления у людей (членов объединения “Свидетели Иеговы” и лиц, подвергающихся воздействию пропагандистов объединения “Свидетели Иеговы”) искажается восприятие реального мира, формируется напряженное ожидание быстро приближающегося массового уничтожения человеческого общества и установления некоего “Царства Бога”, в котором останутся в живых только члены объединения “Свидетели Иеговы”.

Пропаганда о “кончине мира”, распространяемая объединением “Свидетели Иеговы” носит ярко выраженный агрессивный характер, однозначно связывая возможность избегнуть уничтожения не с моральными качествами человека, его поведением, а только и исключительно с фактом принадлежности человека объединению “Свидетели Иеговы”. В содержании этой пропаганды в акцентированном виде преломляются основные аспекты воздействия доктрины объединения “Свидетели Иеговы”». Также эксперты справедливо указывают, что «постоянное нагнетание страха перед уничтожением отступников и не желающих служить целям объединения “Свидетели Иеговы” держат членов объединения “Свидетели Иеговы” в состоянии некоего перманентного “эсхатологического психоза”».

Заключение № 3 отмечает «постоянное психологическое давление на членов общины, прежде всего эсхатологическое, то есть навязывание взглядов о неминуемом конце света и мировой катастрофе»

В заключении Экспертизы № 4 говорится, что «к числу взглядов и идей, представляющих несомненную опасность для общества и распространяемых организацией «Свидетели Иеговы», следует отнести прежде всего весь эсхатологический комплекс (представления о будущем, о «конце света» и «новой жизни») вероучения секты. Именно эти идеи и представления являются «нервом» всей доктрины и наиболее активно используются как для привлечения новых членов, так и для запугивания, удержания в секте. Учение о скором конце света, глобальной мировой катастрофе, культивируемое и распространяемое «Свидетелями Иеговы», является типичным образцом провоцирования массового психоза, его отличает крайний аморализм. Некоторое представление об опасности подобных идей в случае их активного вбрасывания в общество может дать известная история с сектой местного происхождения «Белое Братство».

Особую потенциальную угрозу содержит то обстоятельство, что, согласно вероучению «Свидетелей Иеговы», глобальная катастрофа должна разразиться в ближайшее время, буквально со дня на день. Поэтому руководители секты ныне сами являются заложниками своих «теорий», и еще неизвестно, как они будут находить выход из создавшегося положения, грозящего им потерей своего влияния. Дело в том, что организацией «Свидетели Иеговы» 1914 год установлен тем рубежом, за которым мировая катастрофа должна наступить на протяжении жизни одного поколения. В складывающейся ситуации для руководителей секты остаются только два пути: либо кардинальная смена вероучения, либо «провоцирование» конца света, оказание, так сказать, «помощи» Богу в осуществлении этого мероприятия. Как это делается, мы уже видели в случае с сектой «Аум Синрикё» – путем организации и проведения террористических актов в отношении ничего не подозревающего мирного населения с применением средств массового поражения».

В Экспертном заключении № 5 фиксируются основные положения иеговистской доктрины, в частности, тот факт, что «учение о скором пришествии Христа в иеговистской интерпретации превратилось в учение о близком конце света. "Свидетели Иеговы" предвещают скорый Армагеддон, - священную войну Христа с Сатаной, в результате которой все грешное человечество погибнет, за исключением, разумеется, самих иеговистов. Иеговисты разделяют это событие на два этапа, утверждая, что первый этап Армагеддона уже состоялся в виде первой мировой войны, а второй этап, когда Христос окончательно победит мир Сатаны, скоро грядет. После этого Христос установит земной рай для 144 тысяч праведников, 9 тысяч из которых ныне здравствуют, а остальные будут избраны из ранее умерших, постигших истины "Свидетелей Иеговы" и воскрешенных после Армагеддона». Далее в заключении делается вывод, что «социальной изоляции членов общины способствует усиленное нагнетание страха с помощью пророчества о приближающемся "конце света" – Армагеддоне»

Итак, адептам организации постоянно внушается перспектива надвигающегося бедствия, разорения, опустошения, смерти, и гибели, описываемая в самых ярких и эмоционально насыщенных красках:

“Сторожевая Башня” от 01.04.1999, с.19: “Да, великое множество переживет великую скорбь, во время которой будет уничтожена сегодняшняя злая система…”