Кириллова Ксения

Данная книга представляет собой попытку объективного анализа сущности того явления, которое известно как Всемирная религиозная организация «Свидетели Иеговы». В прессе и многих исследовательских изданиях, как правило, встречается достаточно негативная оценка деятельности данного религиозного объединения. В свою очередь, защитники Свидетелей подчёркивают, что вышеуказанная информация носит сугубо клеветнический характер, обусловленный исключительно конкуренцией между организацией и традиционными религиями, в частности, Русской православной церковью. Действительно, когда в характеристике Свидетелей используются термины исключительно религиозного содержания (лжепророки, дьявольская организация и т.д.), зачастую создаётся впечатление стандартной религиозной войны, а слишком негативная и преувеличенная оценка иеговистов некоторыми СМИ, напротив, вызывает ответную негативную реакцию против авторов публикаций и обвинения в адрес Церкви в попытке насильственного насаждения православия путём уничтожения конституционной свободы совести и вероисповедания. Именно поэтому в данной книге я стараюсь дать максимально объективную оценку РО «Свидетели Иеговы» в первую очередь не с религиозной, а с юридической и психологической точек зрения, ссылаясь на имеющиеся судебные решения и экспертизы, предметом которых являлось именно содержание учения и практической деятельности организации на территории РФ. На основе имеющихся прецедентов, мнения психологов, лингвистов и религиоведов, а также личных впечатлений от общения с иеговистами мы постараемся представить полную картину того, чем вызвана обеспокоенность широких кругов населения от свободной деятельности данной организации на территории РФ, а также осветить некоторые моменты, наиболее часто искажаемые при попытках поверхностно охарактеризовать организацию и её приверженцев.   

Оговорюсь сразу, что исследование организационного устройства, вероучения организации «Свидетели Иеговы», принципов её построения и функционирования, а также влияния, оказываемого ею на жизнь конкретного человека, ни в коей мере нельзя расценивать как дискриминацию кого-либо из адептов организации по признаку вероисповедания. Напротив, хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что приверженцы данной религии ни в коем случае не должны быть жертвами притеснений ни с правовой, ни с моральной и социальной точек зрения. К сожалению, негативно оценивая деятельность организации и её учение, многие граждане, особенно представители традиционных религиозных течений, позволяют себе неуважительные и даже оскорбительные замечания в адрес рядовых иеговистов. В связи с этим в данной книге присутствует специальный раздел, посвящённый разоблачению типичных заблуждений относительно Свидетелей Иеговы. Лично от своего имени хочу попросить всех, кто так или иначе ознакомился с этой книгой, относиться к представителям этой и иных религиозных групп доброжелательно и с уважением. Образно выражаясь, подменять понятия «секта» и «адепт секты» равносильно подмене понятий «сталинский режим» и «простой советский служащий». Даже если Вы согласны с тем, что учение организации ошибочно, вспомните, что не одно поколение наших отцов и дедов также служили ошибочной и утопической идее.  

Также хотелось бы обратить внимание на то, что целью данной публикации является отнюдь не разжигание религиозной розни. Напротив, всё чаще звучащие в нашем обществе призывы к толерантности побуждают максимально терпимо относиться к различным религиозным взглядам и уважать право на свободу вероисповедания, но также необходимо помнить о других правах личности, которые недопустимо нарушать под прикрытием религиозных взглядов, а также о недопустимости злоупотребления правами. Свобода совести и вероисповедания ни в коем случае не должна противоречить основным принципам законности и гуманизма, а также приоритетной ценности прав и свобод человека (ст. 2 Конституции РФ). Поэтому в данном случае речь только об ограничении злоупотребления свободой религии и недопущении распространения сектантства. Предвидя возражения, сразу поясню, что слово «секта» употребляется в отношении данной организации не автоматически, «по привычке», а при тщательном психологическом и правовом анализе данного понятия, чему будут посвящены отдельные главы. Также заранее хочу извиниться за употребление неприятного для адептов слова «иеговисты», которое само не несёт никакой отрицательной смысловой нагрузки и представляет собой всего лишь сокращённое название секты. Сокращение сделано по стандартным правилам русского языка (коммунист, идеалист и т.д.), поэтому мне не кажется, что его употребление может как-то затронуть религиозные чувства верующих. Что же касается трактовки данной организации как «тоталитарной секты» или «деструктивного культа», этому как раз посвящены первые главы данной книги. Итак, начинаем с самого начала…  

 

Тоталитарная секта: реальность или миф?

 

Очень часто в прессе слышатся заявления, что термин «тоталитарная секта» и вообще «секта» не имеет никакого правового основания и используется только Православной церковью для обозначения всех без исключения иноверцев. Однако понятие «тоталитарной секты» давно уже сложилось как научное, более того, оно нередко используется в законодательстве, что позволяет принять данный термин как в той или иной мере устоявшийся. Например, достаточно вспомнить Постановление Европейского парламента «О сектах в Европе» от 12 февраля 1996 года, где, в частности, указано, что: «Европейский Парламент…принимая во внимание, что многие существующие в Европейском Союзе религиозные и прочие секты действуют абсолютно легально и поэтому имеют право на то, чтобы их собственные организации и деятельность были защищены гарантиями свободы личности и вероисповедания, содержащимися в Европейской Конвенции по правам человека… призывает правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, - а в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту»

Также существует Рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1178 от 1994 г. «Секты и новые религиозные движения». На национальном уровне (в Российской Федерации») термин «секта» также начинает входить если не в законодательные акты, то, во всяком случае, в акты, имеющее юридическое значение. Так, в этой связи следует отметить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П, прямо предусматривающее, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.»  Итак, вышеперечисленные акты явно показывают, что отмахнуться от понятия «секта» как от надуманного, несущего только религиозное значение, нельзя. Однако чтобы грамотно оперировать данным понятием, необходимо выделить основные признаки тоталитарных сект.

Под «тоталитарным» обычно понимается режим, при котором осуществляется полный, всеобъемлющий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества и отдельного человека, бесправие рядовых членов, отсутствие инакомыслия. При этом не имеет значения, кто осуществляет данный контроль и какие идеи используются в обоснование необходимости контроля, поэтому утверждение С. Иваненко, что «термин «тоталитарный» применим скорее всего лишь к политической жизни»[1] представляется мне несостоятельным. Нельзя определить суть понятия через какую-то одну его составляющую. Тоталитарным может быть как стиль руководства на предприятии, так и поведение отдельных людей. И уж конечно стиль руководства сект характеризуется не иначе как тоталитарный. Не случайно один из самых известных учёных-сектоведов, А.Дворкин, впервые введя понятие «тоталитарной секты», причисляет к последним также нацистский и ленинский режимы[2]

Как правило, термином ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ (ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА) обозначают: особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Схожее определение можно встретить материалах Канадской организации «Инфо-Калт»: «Тоталитарная секта – это пользующаяся манипулятивными приёмами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена».

Наиболее полно признаки тоталитарных сект выделены у профессора Дворкина. Впрочем, они сходятся у разных учёных, будь то религиоведы, психологи или политологи. К основным признакам тоталитарной секты и деструктивного культа можно отнести:

1. наличие харизматического лидера (живого или мертвого). Гуру – сверхчеловек, чьей воле нужно подчиняться безоговорочно и быстро, инакомыслие недопустимо.  Приказ гуру - это грозная и безоговорочная воля самого Бога. Место гуру может также занимать группа лиц или целая организация.