Кириллова Ксения

Жестокость подобной санкции усугубляется и тем, что допускается её применение по отношению к несовершеннолетним:

«Организованы проводить наше служение», с. 150: «Тяжелые проступки несовершеннолетних крещенных членов собрания следует сообщать старейшинам. Когда старейшины исследуют и разбирают такой случай, посвятившимся Богу родителям, подростка полагалось бы присутствовать и сотрудничать со старейшинами, служащими в качестве судей, не пытаясь охранить сбившегося с правильного пути ребенка от необходимых мер наставления и наказания. Если же подросток не проявляет раскаяния, то принимается мера лишения общения».

Кроме того, что перспектива «лишения общения» сама по себе наводит ужас на каждого иеговиста, эти страхи усиливаются напоминаниями, содержащимися в иеговистских изданиях, в частности, о «Боге, который, кроме того, не оставляет без наказания тех, кто сознательно преступает его заповеди» («Бодрствуйте!», 2004 г., 17), что, зная тяжесть этого наказания, является прямым средством давления на личность. Поэтому, если учитывать психологический аспект, можно утверждать, что здесь имеет место воспрепятствование противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения, что согласно п.2 ст.14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" является одним из оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. В заключении Экспертизы № 4 также отмечается, что в механизмах создания и поддержания членства в организации присутствуют «Психологические ограничения свободы выхода из культа путем внушения фобии, комплекса страха последствий выхода. Предупреждения о суровых и сверхъестественных санкциях или смерти за отступничество. Выживание возможно только в организации. Все отступники будут «уничтожены Богом».

Показательно также и то, что вся декларативная «христианская любовь» в собрании существует до тех пор, пока член общины верно придерживается царящих в ней взглядов и порядков. Другими словами, он дорог остальным, как хороший телевизор – до тех пор, пока не сломался. Правда, сами иеговисты утверждают, что лишение общения – тоже вид христианской любви (!), так как это наказание является стимулом для покаяния грешника и его возвращения в организацию. Однако в книге «Организованы…» на с.144-145 прямо указаны цели лишения общения: «В таких случаях ответственным надзирателям  необходимо исключить из собрания некающегося правонарушителя и так запретить ему общаться с чистым собранием Иеговы. Это делается, чтобы охранить других членов собрания от худого влияния правонарушителя, чтобы сохранить собрание чистым в нравственном в духовном отношениях и оберечь его хорошую репутацию». Таким образом, в данном случае ничего не говорится о необходимости «помощи» согрешившему или о его спасении. Человек становится всего лишь помехой для выполнения целей организации. Лицемерие подобной идеологии не требует дополнительных комментариев.

Б) утрата культового знания – пути, ведущего к «Вечной жизни»

В каждой секте существует так называемое культовое знание (схема счастья). Это тот метод, с помощью которого, как внушается адептам, они будут достигать богатства, здоровья или единения с Богом. Как пишет Дворкин, «метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках гуру или организации. До конца этот метод непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим»[37]. У Свидетелей Иеговы предлагается особое культовое знание – путь, ведущий к вечной жизни, проще говоря, возможность выжить в надвигающемся Армагеддоне. Как мы уже выяснили, по учению иеговистов Армагеддон должен наступить в течение жизни одного поколения, то есть совсем скоро, а потому для каждого человека обретение этого «ключа» становится жизненно важным уже сегодня.

Так, в книге «Познание, ведущее к вечной жизни» на с.7 «забрасывается» привлекающий любого лозунг: «Представь себе – это познание ведёт к вечной жизни!» Далее идёт описание библейских пророчеств относительно рая, а затем категоричное заявление: «Если ты хочешь жить в Раю, ничто не должно помешать тебе получить знания о Боге». Далее, на с.22, мы обнаруживаем, что «Жизнь младенца зависит от материнского молока, и он не успокоится, пока не получит его. Подобным образом наша жизнь зависит от познания, которое даёт Бог». Необходимо заметить, что в данном случае происходит подмена понятий «познания, которое даёт Бог» и «познания, которое даёт организация». На самом деле, люди призываются здесь к изучению продукции, выпускаемой Обществом Сторожевой Башни. Как мы уже рассматривали, вне организации не существует ни Бога, ни морали, ни, самое главное, возможности выжить. «Ключ», то есть способ получения познания, ведущего к вечной жизни, находится в руках секты. Единственный способ получить желаемое – это изучение Библии (то есть всей той литературы, которую секта использует вместо Библии) со Свидетелями Иеговы. Поэтому, лишившись этого культового знания, адепт не только подписывает себе смертный приговор, но и теряет любовь Бога (Иеговы), лишается возможности иметь с ним хоть какие-то личные отношения и превращается в его врага. Разумеется, на верующего человека этот страх также имеет огромное влияние и крепко удерживает его в секте.   

 

Отрыв от мира

 

1) Запрет на общение с неиеговистами, разрушение семьи.

Выше мы уже рассматривали такие деструктивные тенденции объединения «Свидетели Иеговы», как полный контроль над личной жизнью и детальная регламентация связей адептов, а также фактическое принуждение к разрушению семьи. Здесь важно только сделать акцент на том, что кроме прямых негативных последствий подобных тенденций, они также являются составной частью создания системы полной изолированности человека от мира в целом. Выше уже отмечалось, что, устанавливая контроль над сознанием человека, секте необходимо оградить его от влияния извне, отличного от сектантского. В этом смысле отрыв от друзей и семьи является необходимым, но не единственным элементом стены, которую организация возводит между реальностью и своими членами.

 

2)      Отрицание всей существующей реальности, отрыв от мира, негативизм.