Ксения Кириллова

— Точно не скажешь. Это так же, как в евангелизационной палатке. Люди приходят как на концерт, иногда пьяные, обкуренные. В принципе мы доносим Евангелие на понятном им языке. Например, на концерте в Магнитогорске было около двухсот человек, из них порядка семидесяти неверующих. Покаялось двадцать пять человек. Дело в том, что когда мы готовим концерты в современном стиле, люди видят, что можно верить Богу и быть «нормальным». Одна из причин, почему молодежь не приходит в церковь, это распространенное мнение о том, что необходимо стать ограниченным в чем-то человеком.

—Может, их все-таки больше пугают другие ограничения нельзя курить, пить, колоться, сквернословить, блудить...

— Одно дело, хочет ли человек оставить грех, а другое - он никогда не видел живого, здорового христианства. А когда мы выступаем, у людей меняется представление о хождении с Богом: оказывается, можно быть верующим и петь рок, или читать рэп или танцевать брэйк-данс.

В общем, в этом интервью дана достаточно объективная картина того, что происходит на ночных служениях. Лидер не скрывает, что оно представляет собой стандартную дискотеку, на которой кричит, свистит и вообще «легко заводится» пьяная и «иногда обкуренная» молодёжь. При этом подчёркивается, что вера в Бога не накладывает на человека никаких нравственных ограничений, эталонов поведения и не корректирует выбор увлечений. Со светской точки зрения, разумеется, свобода только приветствуется. Более того, ряд светских правозащитников считает, что, напротив, это православная церковь попирает данную свободу наложением многочисленных нравственных запретов. Однако здесь следует чётко разграничивать, что:

1. Православные верующие принимают эти ограничения добровольно, равно как и существует масса людей, относящих себя к православным, но сознательно не соблюдающих догматических запретов. В секте же практически вся молодёжь в приказном порядке вовлекается в обязательное участие в описанных ночных концертах, которые преподносятся как эталон христианской жизни.

2. Православные обряды не оказывают никакого отрицательного воздействия на здоровье человека, тогда как техники массового гипноза и ведения адептов в состояние транса, как уже говорилось, в высшей степени пагубно сказывается на психическом здоровье адептов.

3. Традиционные религии помимо нравственного воспитания приобщают людей к культуре, тогда как в секте культивируется низкопробная «массовая» культура, ведущая к неминуемой деградации молодёжи.

4. Кроме того, человек начинает участвовать в богослужениях традиционных конфессий тогда, когда он уже принял или принимает решение о своём вступлении в эту церковь. В «Новой жизни» же на концерты приглашаются часто совершенно посторонние люди, понятия не имеющие о том, что мероприятие имеет цель завербовать их в секту. Сами же сектанты с трогательным вниманием отслеживают процесс вовлечения новых людей: «Каждый день на фестивале ощущалось прекрасное Божье, присутствие. Были моменты, когда люди начинали подпевать и хлопать, переживая осознание любви Бога и к ним, от чего они становились свободными. Иногда такого не замечалось. Но всё-таки у многих, настроенных скептически, появлялось взволнованное выражение лица»67. В этой связи показателен отрывок из ещё одной газеты, ранее выпускаемой в «Новой жизни»: «Какова была атмосфера в четверг и пятницу на ночных служениях?

В какие-то моменты атмосфера была напряжённая, потому что неверующие пришли как на мирской концерт. Хоть и было написано в афишах: «христианский», но это им мало что сказало. А вот на второй день пришли уже те, кого зацепило, те, кто заинтересовался. Они уже осознанно пришли слушать, поэтому многие подпевали, выражали согласие «поддакиванием» и начинали реагировать, когда наша молодёжь вставала. Во второй день было очень благословенно!... Неверующие ребята поняли, что мы их принимаем, а главное, что не нужно оставлять свои таланты, но их тоже можно употребить для славы Божьей. Так оно и прошло в действительности. В Ревде мы хотим уже заранее подготовиться, пригласить местною команду би-боев, у которых более высокий уровень».

Таким образом, можно прийти к выводу, что доведение людей до массовой истерии служит не только средством повышения внушаемости адептов, но и средством вовлечения новых людей, в частности, молодёжи, обладающей неприхотливыми вкусами.

4. Домашние группы

На первый взгляд может показаться, что в харизматических сектах отсутствует членство и строгая централизация, характерная, допустим, для «Свидетелей Иеговы». В частности, на воскресных собраниях царит некий дух разобщённости, когда целью каждого сектанта является лишь самому дойти до высшей точки религиозного экстаза, не обращая внимания на соседа. Вновь пришедших могут сразу не отследить и даже не подойти к ним, что в принципе невозможно в ряде других сект. Однако на так называемых домашних группах («ячейках»), проходящих вечером на неделе (в «Новой жизни» - по вторникам), сразу ощущается жесточайшая централизация и тотальный контроль сознания, притом сразу во всех областях (поведения, мышления, информации и эмоций).

На домашней группе собирается сравнительно немного человек (от 5-ти до 10-ти). Собрание длится около полутора часов, половину из которых занимает прославление. Прославление в ячейке принципиально ничем не отличается от прославления на воскресном служении, с той только разницей, что пение проходит без музыки, и знаменитое неопятидесятническое «говорение на языках» здесь используется во много раз чаще. Практически, всё прославление состоит из нечленораздельного бормотания находящихся в трансе людей, периодически прерываемого немузыкальным исполнением харизматических песенок. Тексты песенок предлагает лидер ячейки. Он и ведёт всё занятие. Авторитет лидера бесспорен, как и авторитет пастора в собрании.