Svyatoslav Kobov

1. Ханафиты: «Джихад: призыв кафиров к истинной религии и сражение с ними», «поиск врага с намерением сразиться», «трата сил и возможностей для сражения на пути Аллаха душой и имуществом».

2. Маликиты: говорят то же самое, что и ханафииты.

3. Шафииты: «Джихад — это приложение усилий для сражения против кафиров».

4. Ханбалиты: «джихад — сражение против кафиров».

Ибн Рушд сказал: «Джихад на пути Аллаха, если говорится обобщенно, имеется в виду только сражение с кафирами мечом, пока они не войдут в ислам или же будут платить джизью собственноручно, будучи униженными»25.

Необходимо подчеркнуть, что при анализе эволюции базовых понятий ислама, в том числе и концепции джихада, необходимо иметь в виду некоторые особенности и принципы исламского законодательства. Как пишет в своей книге «Законы жизни мусульман: Эволюция фикха» доктор Абу Амин Биляль Филипс, аяты ниспосылались Пророку в основном для решения конкретных проблем, с которыми сталкивался он и его сподвижники. При установлении правил поведения, которыми должны были руководствоваться мусульмане, учитывалось состояние уммы, готовность верующих воспринять и правильно понять то или иное правило, а также наличие или отсутствие благоприятных условий для реализации Божественных законов на практике. Для этого использовался «принцип постепенности в законодательстве», суть которого состоит в том, что по мере развития самосознания мусульман, роста их веры и преданности общине некоторые законы, которые были установлены на раннем этапе существования ислама, отменялись или реформировались в сторону облегчения наложенных ими обязанностей и ограничений. Другие же правила поведения претерпели, напротив, эволюцию от менее жестких к более жестким. Все определялось потребностями и возможностями мусульманской общины.

Таким образом, в Коране можно найти множество примеров несоответствия ранних правовых норм более поздним. Законы, содержащиеся в более ранних откровениях, могут аннулироваться рекомендациями более поздних аятов. Абу Амин Биляль Филипс так комментирует данные черты исламского законодательства: «Существование принципа аннулирования в исламском законодательстве является одним из наглядных проявлений Божественного внимания к человеческому благосостоянию. Бог может предписать какой-либо закон, подходящий или удобный для людей на момент введения его в действие, или такой закон, который может служить конкретной узконаправленной цели. Но через некоторое время его «пригодность» может исчезнуть или уже достигнута цель, ради которой он введен… Наличие или отсутствие этих законов зависит от вызывающих их причин. Если благая цель, ради которой был введен в действие закон, не исчерпана, то и закон не утрачивает силы. Но если она изменилась в силу изменения обстоятельств, закон также должен измениться; в противном случае сила закона не пойдет во благо». В свете всего вышесказанного становится очевидным, что эволюция концепции джихада вполне укладывалась в логику формирования исламского законодательства26.

CHAPTER 4. Muslim Sources on the "Jihad of the Sword"

4. 1. Quotes That "Jihad of the Sword" Is the Highest Goal of a Muslim

One of the strong arguments in the promotion of extremist ideas is the high importance given to jihad in Islam. Abdullah Azzam states: "Jihad is the pinnacle of Islam... indeed, the duty of jihad takes precedence over prayers and fasting in the month of Ramadan (which, unlike jihad, are considered two of the five main pillars of Islam). In reality, jihad is put ahead of prayer, fasting, zakat (property tax), hajj (pilgrimage to Mecca), and so on. And if fasting collides with jihad, the fast is moved away and jihad comes to the fore, and if prayer collides with jihad, the prayer is postponed, that is, it is shortened and combined with another or even its type of performance is changed so that it corresponds to jihad. For stopping jihad for a moment means stopping the religion of Allah from moving into life."27

It should be recognized that such a high assessment of armed jihad as the pinnacle of the Islamic religion is indeed contained in Islamic sources, which allows extremists to defend their positions very convincingly, promote their ideas and recruit a large number of supporters.

Let us consider the Qur'anic texts and their interpretation.