Svyatoslav Kobov

Абдулла Аззам со свойственной ему прямотой продолжает: «Только джихад может стать залогом распространения этой религии, а без джихада и без меча невозможно найти место на этой земле для этой религии. И поэтому, зло неверных невозможно остановить, кроме как сражением, а если не будет сражения, то это означает, что многобожие охватит всю землю…»

На что представитель лагеря традициналистов Атиййа Сакр вопрошает: «А разве сражение является единственным средством распространения ислама?» В принципе, представители лагеря дуатов, практически, единодушны в том, что сражение на сегодняшнем этапе, в эпоху глобализации и информатизации, в деле распространения исламского призыва не имеет такого значения, как в прошлом.

Для нас весьма интересным является логическое обоснование этого тезиса. Умеренные проповедники начинают с того, что сражение, по своей сути, преследует две цели. Первая — отражение уже совершенного или готовящегося нападения. Вторая — устранение препятствий на пути распространения исламского призыва.

И Атиййа Сакр, и Юсуф аль-Карадави, и другие представители лагеря дуатов, включая и западников, утверждают, что основной причиной, по которой в период своего становления ислам был вынужден прибегать к силе, являлось то, что ислам тогда был только нарождающейся силой. Он постоянно подвергался нападениям со стороны уже существующих общин и группировок для недопущения того, чтобы ислам мог соревноваться с ними за власть и влияние.

Таким образом, заключают они, новая религия нуждалась в том, чтобы ее защитили, обеспечили условия для ее укрепления и донесения послания. А единственным средством донесения призыва до отдаленных регионов в тот период были дальние путешествия, которые были связаны с большими опасностями. Таким образом, вооруженная борьба была необходима для того, чтобы помешать противникам призыва преграждать ему путь ко всем народам.

В современном же мире, который предоставляет мусульманам возможность безопасных путешествий по всему миру, по мнению традиционалистов, этот вопрос абсолютно не актуален. Более того, традиционалисты подчеркивают, что для распространения исламского призыва на сегодняшнем этапе мусульмане располагают многими средствами, которые позволяют им, обходясь без дальних путешествий, доносить ислам до людей. Это, в первую очередь, газеты, книги, Интернет, радио и телевидение, для которых не существует уже никаких преград и границ, и для донесения ислама уже не нужно предпринимать дальние и полные опасностей путешествия. А, следовательно, и необходимость в вооруженной борьбе для расчистки дороги исламскому призыву на сегодняшний день отпала.

Отсюда и вполне логичное заключение традиционалистов о том, что, если в прошлом оружие было направлено на устранение препятствий с пути распространения исламского призыва, то на сегодняшний момент единственным предназначением оружия остается защита от всяческих посягательств самой исламской религии, а также тех, кто хочет принять или уже принял ислам. Тем самым традиционалисты закладывают почву для развития современных взаимоотношений между мусульманами и остальной частью мирового сообщества исключительно на мирной и конструктивной основе.

Живущие на западе мусульмане же в деле развития взаимоотношений ислама с представителями других культур идут еще дальше. Они выступают за полную интеграцию мусульман в западное сообщество, оставаясь при этом верными обязательным предписаниям своей религии. Одним из самых ярких сторонников этой идеи является швейцарец Тарик Рамадан, который одной из своих задач называет создание условий для развития «европейского ислама» и утверждает, что исламские принципы должны быть перенесены на европейскую почву с учетом культурных, религиозных и социальных особенностей стран данного континента.

Он также заявляет о том, что в современной исламской мысли должна быть преодолена дихотомия, в которой ислам противопоставляется Западу. Он предлагает оторваться от традиционных арабских, турецких, пакистанских и иных культурных корней, которые в подавляющем большинстве случае ничего общего с исламом не имеют, и смело броситься в объятия европейской культуры, опять-таки, сохраняя приверженность обязательным предписаниям ислама.

«Не бойтесь перестать быть арабами, — утверждает швейцарец Тарик Рамадан с арабскими корнями, — бойтесь перестать быть мусульманами. Я — мусульманин, и в то же время я — европеец». Вооружившись данными идеями, Рамадан активно выступает за высвобождение европейских мечетей от иностранного (главным образом арабского) финансирования, за ослабление влияния на европейских мусульман неевропейских имамов, которые зачастую настроены по отношению к Европе не просто критически, но и откровенно враждебно. Эта позиция Рамадана в последнее время вызывает все большую поддержку европейских мусульман, подчеркивающих приоритет мирной проповеди над вооруженным джихадом в распространении ислама на современном этапе, а также вызывает гнев экстремистов.

В частности, аль-Макдиси, который выступает против всякой интеграции мусульман в западные общества заявляет: «Если они (противники джихада) говорят, что вы разожгли пожар ненависти между Западом и мусульманами, начали войну культур и заставили их запретить хиджабы в общественных школах, скажите им: «Да, и это наша обязанность как мусульман — отрезать связи между мусульманами и их врагами». Отказ от хиджабов в школах — благословение для наших девочек, которое очистит их от смешивания с коррумпированной культурой и извращенной программой (образования). Это пробудит мусульман и раскроет им ненависть этих неверующих к Исламским традициям».

Тарик Рамадан же, со своей стороны, отвечает всем, кто хочет доказать европейским мусульманам, что Европа — это не исламское общество, и поэтому «оно — не ваше, не мусульманское». «Мы же должны сказать, что это — наше общество», — утверждает он. Более того, он выступает против предоставления трибуны и права голоса тем, которые утверждают, что, будто бы, совершать убийства и не уважать законы страны, в которой они проживают, а также распространять ненависть к окружающим — соответствует исламу.

Каким же видят будущее джихада его идеологи и активные сторонники в рассматриваемых нами лагерях? Верный своим принципам Сайид Кутб небезосновательно утверждает, что джихад продолжится до скончания дней этого мира. Он признает, что описываемое им изначальное право ислама на сокрушение любых препятствий на пути к распространению по всей земле, неизбежно приведет к нарастанию военного противоборства с противостоящими исламу режимами, и что самая основная борьба еще впереди. «Битва, таким образом, не окончилась. Ее подлинное завершение пока не наступило», — утверждает он.

В исламских первоисточниках, действительно, содержатся указания на то, что исламский джихад не прекратится и будет продолжен при любых условиях. Отсюда Абдулла Аззам заключает: «В одном из хадисов, приводящемся у Абу Дауда (известный передатчик хадисов), говорится: «Джихад продолжается до Судного дня, не остановит его несправедливость тирана и праведность справедливого». Это означает, что борьба должна продолжаться до Судного дня, пока вся земля не станет мусульманской».