Святитель Феофан Затворник     Краткое учение о Богопочитании       Содержание     Об обязанностях христианина к Богу . 1 а) О внутреннем богопочтении . 2 аа) О вере . 2 бб) О надежде на Бога . 4 а) Стремление к вечному блаженству . 6 б) Преданность воле Божией . 6 в) Терпение . 7 вв) О любви к Богу . 7 а) Благоговение . 8 б) Подражание Богу . 9 в) Ревность о славе Божией . 10 гг) О молитве . 11 а) Славословие . 11 б) Благодарение . 12 в) Прошение или призывание Бога . 12 б) О внешнем богопочтении . 14 аа) Внешние действия при молитве . 14 бб)

Сыне человечъ, говорит Бог пророку Иезекиилю, рцы дому Ивраилеву: сице реете глаголюще: прелести наша и беззакония наша в нас суть и мы в них таем, и како нам живым быти? живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему (ср.: Иез.33, 10—11). При представлении естественной немощи нашей должно помнить, что, положив сердце свое в силу Божию, мы вся можем о укрепляющем нас Иисусе Христе (ср.: Флп. 4, 13).

Искушение вас не достиже, говорит апостол Павел, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возможно вам понести (ср.: 1 Кор. 10, 13; Рим. 8, 31—37; 2 Кор. 3, 4—5); 4) при всей твердости своей истинная надежда на Бога не исключает того спасительного страха, который внушает нам Апостол, когда говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп. 2, 12; ср.: Пс. 2, И).

Страх сей состоит не в сомнении некотором о Божественных обетованиях, но в недоверчивости к нашим силам — и проистекает из того, что мы, как говорит Апостол, носим сокровище благодати в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас (ср.: 2 Кор. 4, 7). Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). Грехи против обязанности надежды суть: 1)

самонадеянность и человеконадеяние, когда надеются более на собственную деятельность, более на свою мудрость и дарования, или на свою силу, или на множество и знатность друзей своих и покровителей, нежели на благость и провидение Божие; 2) суеверие, когда верят какой-нибудь обыкновенной вещи, как будто бы она имела Божественную силу, и на нее вместо Бога надеются или ее боятся, носят привески и значки (амулеты)

для предохранения от вреда, в болезнях пользуются нашептыванием старух, верят силе слов и из всякого случая выводят предзнаменования и действуют по ним; 3) волшебство, когда, оставя веру в силу Божию, верят тайным и — большею частию — злым силам тварей, и в особенности злых духов, и стараются действовать оными; 4) богопротивная надежда, когда кто предается греху или не оставляет его и не противится ему, ожидая, что Бог один извлечет его,— или, несмотря на грехи, говорит в себе: спасет, если захочет; 5)

ропот, когда кто досадует и говорит слово против Бога за то, что в жизни встречается что-нибудь не по его желаниям; 6) отчаяние, когда совсем кто не надеется получить от Бога благодать и спасение, говоря в себе: вящшая вина моя еже оставитися мне (ср.: Быт. 4, 13); 7) подобный сему грех есть нечаяние, или вера в рок, когда кто говорит: чему быть, того не миновать.

Средства укрепления надежды на Бога . К твердой надежде на Бога побуждают христианина: 1) различные обетования Божий, представляемые в откровенном учении, каковы, например, обетование об отпущении грехов: аще кто согрешает, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника,— и Той очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира (ср.: 1 Ин. 2, 1—2; Ин. 20, 23).

Обетование о благодатном вспомоществовании нам в деле спасения: да приступаем убо, говорит апостол Павел, с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем во благовременну помощь (ср.: Евр. 4, 16; 1 Сол. 5, 9). Обетование о том, что Отец Небесный просящим у Него дает блага, необходимые для них: аще вы лукави суще, говорит Иисус Христос, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (ср.: Мф. 7, 11).

Хотя обетования Божий и сами по себе сильны возбуждать и укреплять в нас надежду на Бога; но Бог, снисходя слабости нашей и, по слову Апостола, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли Своей,— употребил в посредство клятву, дабы чрез две непреложные вещи, в которых невозможно, чтобы Бог солгал, имели твердое утешение мы, прибегающие к Нему, чтобы взяться за предлежащую надежду (см.: Евр. 6, 17—18).

Итак, если Сам Бог благоволил нам обещать различные блага и подтвердить обетования Свои клятвою, то не надеяться на Него — значит оскорблять Его и пренебрегать обещанные Им блага; 2) к возбуждению и укреплению в нас надежды на Бога служит представление высочайших совершенств Божиих, каковы суть: а) верность Бога, обещающего нам различные блага: да держим, говорит Апостол, исповедание упования неуклонное, верен бо есть Обещавши (Евр. 10, 23; 1 Кор. 1, 9); б)

всеведение Божие и премудрость, по которым весть Господь благочестивый от напасти избавляти (2 Пет. 2, 9); в) всемогущество, по которому Бог силен исполнить все Свои обещания, яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37; 2 Кор. 9, 8); г) благость Божия, простирающаяся на все твари, как говорит пророк Давид: благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делех Его (ср.: Пс. 144, 9). Особенно же: д)

превосходящая разум любовь Божия, явившаяся в искуплении нас Иисусом Христом, в Котором все утешительные обетования Божий делаются для нас несомненными, по слову апостола Павла: елика бо обетования Божия, в Том (то есть в Иисусе Христе) ей, и в Том аминь (ср.: 2 Кор. 1, 20). Во Христе Иисусе христианин может несомненно ожидать от Отца Небесного всех благ: Иже бо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: как убо не и с Ним вся нам дарствует? (ср.: Рим. 8, 32); 3)

слово Божие ясно заповедует нам возлагать надежду на Бога,— и только на Него единого: пожрите жертву правды и уповайте на Господа (Пс. 4, 6); буди уповая всем сердцем на Бога (Притч. 3, 5; Сир. 2, 6—7, 9); не отлагайте убо дерзновения вашего (упования), еже имать мздовоздаяние велико (Евр. 10, 35); 4) наконец, надежда на Бога необходима для успокоения духа нашего среди тяжких подвигов и бедствий земной жизни.

Слово Божие называет блаженным человека, уповающего на Господа (см.: Пс. 33, 9). Блажен он, ибо, надеясь на Господа сил и будучи уверен, что под защитою Всесильного никакое истинное зло не может постигнуть его, он спокойно живет в настоящем, без страха сретает неизвестное будущее, в опасностях не унывает, в несчастии не отчаевается, но с крепкою молитвою обращается к Богу — помощнику своему.