МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

С 1991г. при секте действует издательство «Богородичный Центр», с 1993г. переименованное в «Новую Святую Русь». За минувшие годы этим издательством выпущено свыше 300 наименований книг. Прежде всего, это «откровения» и проповеди Береславского и труды «богородичных отцов». Среди периодики – журналы «Оазис Мира», «Россия Нового Тысячелетия», газеты «Рыцарь веры», «Милосердие Богородицы», «Державная Мать», выходившие тиражом от 1 до 80 тыс. экз.

В ряде городов России и СНГ в миссионерских целях сектантами были проведены бесплатные выставки, преимущественно посвященные «марианским» явлениям по всему миру. «Богородичные отцы» и «благовестники» наведываются в больницы, тюрьмы, интернаты, дома престарелых, где ведут благотворительную деятельность.

Особые надежды Береславский возлагает на «патриотические силы» России, в особенности, армию. В связи с этим прозападная «рыцарская» атрибутика сектантов была заменена «родной» «богатырской», повышенный интерес стал проявляться к казачеству. Известно, что у БЦ до недавнего времени имелись связи с краснодарскими и ставропольскими казаками, возглавляемыми неким Виктором Васильевичем Коваленко, однако речь идет об объединениях отколовшихся от официальных структур казачьих войск.

Лжепророк неоднократно предпринимал попытки проникнуть и в Российскую армию. Под видом православных священнослужителей «богородичники» наведываются в военные части, проповедуют, совершают «крещения», предлагают офицерам стать священниками, говоря, что «только офицеры спасут Россию». Одно время у них были устойчивые контакты с военными. Так, например, «священники» БЦ «окормляли» дивизию им. Ф.Э. Дзержинского, одну из частей воздушно-десантных войск в г. Наро-Фоминск. В январе того же года «духовное управление» БЦ даже обратилось с просьбой к главнокомандующему ВМФ РФ адмиралу В.И. Куроедову с просьбой о предоставлении военного корабля для «кругосветного Крестного хода», однако им было отказано. Свои амбициозные планы относительно армии Береславский оправдывает «благословением Царицы Небесной». Еще в 1991г. от имени Божией Матери он обращался к военным со следующими приказами: «Я, Царица Российская, помазанная на Престол Самим Первосвященником Иисусом, повелеваю вам: присягнуть Мне как Своей Военноначальнице Верховной, пасть на колени и преклонить пред Мои стопы, признать Меня живой управляющей России»! Примерно те же требования выдвигались и в 1995г.: «Покоритесь под Мою эгиду! Признайте Мою власть и силу Благословляю принести публичный обет отречения от власти лукавого и присягнуть Мне, как Матери армии, Матери Церкви, Матери новой России»! Движимый жаждой власти Береславский требует, чтобы «пророк Пречистой был правой рукой при Президенте России». Но и это еще не предел утопическим фантазиям «пророка». Его конечная цель – тоталитарное государство, «теократия святых» (об этом речь пойдет в главе «2.5.2 Учение о последних временах»).

 

II. ВЕРОУЧЕНИЕ

 

2. 1. Теология и мариология.

 

2. 1. 1. Учение об ипостаси как имени (триадология).

Для любой религиозно-философской системы представление о Божестве являются той отправной точкой, тем зерном, из которого произрастают и все теоретические вероучительные построения, и нравственные убеждения, и аскетическая практика. В этом зерне сконцентрировано все, чем впоследствии характеризуется данная система. Вот почему разбору «марианского» учения о Боге необходимо уделить особо пристальное внимание. Для начала посмотрим, каково же «марианское богомыслие о догмате Пресвятой Троицы»?

Вопреки декларируемому «православию», в «пророческих» и дидактических текстах БЦ отсутствует внятное изложение исконно православного учения о Святой Троице. Нигде, в том числе и в «Державном катехизисе», определенно не говорится о том, что Бог един по божественной Природе и имеет три Лица (Ипостаси), которые просты, неслитны и неизменны. Нигде четко не определена внутритроичная субординация: от безначального Бога Отца рождается Бог Сын и исходит Дух Святой. А если порой у «отцов» БЦ и встречаются высказывания, формально не противоречащие православной догматике, то в общем контексте «марианского» учения они теряют свой ортодоксальный смысл. Зато, в сочинениях БЦ четко видны следы католического влияния. Некоторые высказывания имеют явные аналогии с латинским учением о filioque. Но на этом сходство межу католической триадологией и «марианской» теологией прекращается. Ведь, если в католической Троице Ипостась Святого Духа принижена перед Ипостасями Отца и Сына, то в учении Береславского прочие «Лица» нисколько не уступают Духу в своем безличии! Например: «В действительности Бог Отец есть энергия абсолютной Любви». Следует напомнить, что именно христианской богословской мысли принадлежит заслуга в определении понятий «лицо» и «ипостась» как простого, неизменного, неделимого, самотождественного, уникального, глубинного «я». «Мариане» вкладывают в понятие «лицо» и «ипостась» совсем иной, неправославный смысл: «Ипостась – деятельное проявление Божества или Божественной силы, которая создает мир». В качестве синонима к слову «ипостась» идеологи БЦ используют понятие «имя», что роднит их учение со взглядами еретиков евномиан (IIIв.), каббалистов (имеется ввиду концепция сефирот) и крайних «имябожников» (ХХв.): «Ипостась тесно связана с именем. Имя как бы заключает в себе основную функцию ипостаси». Таким образом, для «богородичников» ипостась – это модус Божественного бытия (отсюда название одной из ранних христианских ересей – модализм (IIв.), Его «проявление», «имя», которое носит временный, неустойчивый характер, вследствие чего божественные Лица лишены ипостасной самотождественности, они взаимозаменяемы: «Другой смысл ипостаси – замененность: Отец проявляется в Сыне и Сын в Духе», «Дух Святой, открывшийся как Божие Слово» или наоборот: «Бог открывался как Слово в Евангелии и свидетелях и через откровение тайн явится как Дух Святой по всей земле». Поэтому Троица, которая видится Береславскому «очами Божией Матери», предстает перед нами как некая изменчивая монада: «Тайна Троицы величайшая, – вещает лжебогородица, – Сын и есть Отец, и Он же – Дух Святой Один в Трех и Три в Едином». «Сын Божий, Он же Отец и Дух Святой и Слава Троицы Превечной», «Тот, который и Сын и Отец и Дух Святой в одном Лице ». Слияние различных «Лиц» происходит за счет «истощания Отца в Сына и Духа Святого». Не удивительно, что в текстах БЦ Святая Троица с одинаковым успехом может именоваться: «Бог Отец, Триипостасный Всесильный Самодержец», «Триипостасный Христос» (как вариант – «Триипостасный Сын») или «Дух, единый в трех Лицах».