МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Адское состояние проклятых, в отличие от блаженного сна праведников и покаянного сна грешников, является «цепенящим сном», «сферой томления». Хоть и с большим неохотой, приведем здесь ряд текстов об аде: «Там много сатурналий, десятки адских миров, ярусов – соответственно множеству грехов, извращений. Каждому греху соответствует свой мир. Гомосексуалисты идут в сферу гомосексуального томления, гомосексуальной поэзии, кайфа Наркоманы – наркотического кайфа, наркотической поэзии Томление и есть состояние мучений. Но они ничего не могут с собой сделать. Они пытаются выйти, захлебываются от ужаса и невозможности. Абсолютная невозможность и есть мучения. даются вначале крылья греха, на которых она летает». «Душа блуждает в бесконечности космических лабиринтов, пока не проваливается в “черную дыру” и не переходит из сна в сон, так и не родившись», «из одной утробы смерти в другую». Ад здесь противопоставлен Лону-Церкви, он выступает как бесплодная утроба не способная породить душу для подлинной жизни. «Мириады душ, страждущих в адской бездне. Кровь, хлещущая горлом, адские пытки, огненная лава. В потоках огненной лавы захлебывающиеся головы. Выкаченные глаза, вспученные животы. О ужас, сколько горя!». «Горе, горе им! Бесы будут раздирать им лица, отрезать уши, выдавливать глаза и вкладывать в глазницы горящие угли». «Я вижу души, завернутые в какие-то мокрые простыни, стонущие. Их разрывает изнутри. Они больше не могут страдать и просят только одного – быть уничтоженными, навсегда исчезнуть»… «Я не желаю вас пугать»!

Согласно этой группе текстов, ад является «подземной сферой страданий» (отсюда, вероятно, и потоки лавы) и по степени тяжести мучений делится на три яруса или сферы: «купольную» (она же «шеол» или «гадес» – «поверхностные яруса преисподней, еще не предполагающие вечной смерти»), серединную и адское дно. Ад следует отличать от мытарств, которые, в свою очередь, являются космической сферой: «Мытарства – среда, превосходящая землю», «мытарская сфера находится в космосе». Хотя, судя по словоупотреблению (напр., «мытарства адские»), Береславский часто смешивает понятия: «мытарства» (православное), «чистилище» (католическое) и «ад» (или «геенна»).

Но Береславский, как всегда, легко отрекается от своих же слов и параллельно с приведенным учением излагает другое, более «симпатичное»: «Ад, несомненно, – духовная сфера, не сводимая к образам подземных шахт». «Разумеется, никаких потусторонних печей, котельных, сковородок нет». И вот уже ересиарх заверяет всех в том, что отрицает «загробные страдания в чувственном образе, полагая их не совместимыми с образом милосердного Агнца». Более того, «пророк» ругает тех, кто «пугают немощных Божией беспощадностью и, как садисты, распространяются о муках ада, отталкивая от церкви». В чем же тут дело? Что позволяет Береславскому уютно располагаться одновременно на двух стульях? Секрет прост: лжепророк далеко не случайно связывает загробное состояние души с состоянием сна: «После физической смерти души засыпают. И видят сны». Таким образом, он не двусмысленно указывает на субъективность всех загробных состояний, подобно тому, как сон является всего лишь проекцией человеческого подсознания. Согласно этому пониманию проблемы, загробные страдания являют собой «феномен космического зеркала – галлюцинации религиозного подсознания: образ веры, внушенный при жизни, трансформируется в проекцию космической сферы. Запуганные, запрограммированные на вечность дурного порядка (мытарства, колья, угли, бесы со скрежещущими зубами, адские котлы…) монахи продолжают безумное галлюцинирование в загробном состоянии. Василий Новый видел идущую по мытарствам блаженную Феодору: ученица последовательно проходила сферы томления, о которых ее в земные дни учил тот же Василий Новый…». «Имеют они место или нет, можно сказать лишь с той вероятностью, с какой можно утверждать достоверность сна (космос астрально-летаргическая среда). “Я видела сон, и, кажется он верен”: соглашаться ль вам, считать сон вещим или бредовым сплетением образов, – как угодно». Во время загробного сна «душа относится то в зеркальный ад, то в стеклянный рай Ей что-то показывают, учат, но она беспробудно спит. Таким странным тысячелетним кошмарным сном можно назвать адские мучения». Вот в чем разгадка – загробный мир оказывается «святой школой», в которой душу учат «великому искусству рыдания», причем процесс обучения проходит во сне! «Ад есть страшная лечебница для гордецов – огненная печь, переплавляющая несмиренных в кротких». «Творец помещает нас в негатив рая – в ад, место вечной тьмы. И когда исполняется мера, определенная по Его суду, возвращаемся оттуда, особо трепетно благодаря Бога Господь вновь и вновь погружает в сферы мрака, желая подать еще большее блаженство». Порой возникает ощущение, что уже сами адские муки воспринимаются ересиархом как райское блаженство: «Мытарства адские, освященные Крестом Его мученическим, становятся предивной радостью ангельской».

В свете выше сказанного приобретают определенный смысл уже ранее звучавшие слова: «Ад таинственно связан с раем». «Для Господа нет ни ада, ни рая. Ад и рай одно Рай выше ада. Ад выше рая. Пока есть ад, рай – ад». «Ад – небесный свет в преломлении проклятых». Таким образом, рай и ад – исключительно субъективные состояния души. Это две сферы, находящиеся внутри каждой души, и божество лишь попускает каждой из них поочередно проявляться. Целью божественной педагогики является приведение души к покаянию через опыт ада: «Смысл христианской жизни – мысленное сошествие во ад греха, стяжание Духа Святого». «Ад – путь в рай для кающихся». «Ад, слезы, ужас, – покаяние самое сильное средство в преисподних состояниях. В них души посвященных соединяются с адом. Адские состояния – знак посвящения в Крест, посвященные призываются каяться в аду». Покаяние, в свою очередь, необходимо для соединения со Христом: «Покаяние есть единственно чистая форма проникновения в другого. Лишь испытывая муки совести за то, что своим блудным образом жизни распинаем Распятого, приобщаемся ко Христу – виной, совестью покаянной». Важно отметить, что при разговоре о покаянии происходит принципиальная подмена понятий. В православном понимании покаяние – это сознательное изменение волевой направленности: от греха ко Христу. Покаяние – это прозрение и исцеление человеческой воли. Закоренелый грешник, невосприимчивый к живительному действию благодати превращается в «засохшую ветвь» и добровольно отпадает от истинной «виноградной Лозы» – Христа (Ин.15,1-6), становится чуждым Церкви. В ад попадают души с таким повреждением, такой укорененностью во грехе, при которой покаяние уже не возможно. Но теперь посмотрим, как Береславский понимает покаяние? Для лжепророка покаяние ни что иное, как «жгучая вина перед Вышним», если угодно, комплекс неполноценности, т. е. состояние вполне совместимое с нераскаянностью. Но коль скоро в «марианском» аду возможно покаяние (более того, пребывание в аду способствует более глубокому покаянию), а покаяние, в свою очередь соединяет со Христом, то по логике сектантов вполне допустимо расширить границы Церкви и на адские сферы. Именно это и делает лжепророк, заявляя, что «и в аду есть своя Церковь – страждущая, молитвы которой бывают слышимы на земле». Это побуждает земную Церковь молиться за страждущих в аду: «Пока церковь (воинствующая) молится об усопших, у них сохраняется переживание присутствия на земле, что дает им возможность довести до конца их оборванную программу познания любви Божией на земле». Через эту загробную школу проходят все души, каждая, в той или иной мере, независимо от степени праведности, для познания «любви в скорбях» переживает опыт ада. Но в школу нельзя ходить вечно, поэтому адское состояние имеет временный характер. «Души, завершив земной цикл, проходят очистительные мытарства. И только тогда их завершают, когда окончательно изблевывают грех. А прочие продолжают свои очистительные циклы, пока однажды не достигнут совершенного состояния святых». «Нам Царица дала пережить всю полноту греха, чтобы в свой час отвергли, отреклись и отрясли, и возжаждали новыми легкими, дышащими благодатью Града Небесного, полноты благодати». «Ад в целом однажды приводит к светлым прозрениям, к необходимости возврата-общения», но «проходят тысячелетия, пока души не начнут понимать это». Тысячелетия, но никак не вечность: «Мучения вечны в восприятии мучеников. Ад будет закрыт спустя полторы тысячи лет, но эти сроки условны У узников геенны будет чувство, что они терзаемы вечность, но когда восстанут преображенными и войдут в новые селения свои, им покажется, что минула всего минута со дня Страшного Суда». «Даже самый последний законопреступник, обреченный к вечным мукам, запечатляется в Ее превечном лоне как некий лик, столь же любимый Творцом, как и все остальные, поэтому все восстают ко страшному суду с тем, чтобы по прошествии скольких-то тысячелетий затем все-таки быть восстановленными в богочеловеческом достоинстве». В конце концов из ада будут выведены и проклятые, однако «восстановление проклятых начнется только тогда, когда будут восстановлены все от рода адамова».

Процесс изведения душ из ада тесно связан с апокалиптическими событиями, поэтому прежде, чем продолжить эту тему, необходимо изложить «богородичное» учение о последних судьбах мира и Церкви.

 

2. 5. 2. Учение о последних временах (всеобщая эсхатология)

«О чадо Мое. Всего пятнадцать лет. Подумать только! Пробегут как сон… И Страшный Суд настанет. Суд Времен. Вечность Новый век. Поверь, сбудется, как Я говорю, каждое слово. Или, думаете, сроки приблизительны? Ошибаетесь». Это смелое «пророчество» было изречено в 1991г., но уже в 1994г. уверенность в его исполнении куда-то улетучивается, появляется туманная «таинственность» и неопределенность: «Когда будет предрекаемое? В ведении Господнем сроки. При знании конкретных дат лишитесь способности упования. И потому усвойте слово “вскоре”, дабы ждать явления Силы и Славы Спасителя с часу на час, предав забвению прочее». Это весьма характерная эволюция убеждений. Многие секты начинали с проповеди о приближении апокалиптических событий или о глобальном мировом переделе, но вскоре, в процессе т. н. «рутинизации харизмы» отказывались от первоначальных прогнозов. И Береславский здесь не оригинален. Но, решив не рисковать с определением конкретных сроков, в целом он не изменил своим убеждениям. Апокалиптическая схватка добра и зла не откладывается, более того, она уже происходит, но только в «надмирной» плоскости: «1984-й ли год, 2004-й ли? Праздная тема! Уже сейчас, ибо времени нет. Армагеддон идет». «Началась новая эра. Сменился духовный миропорядок, пока проявленный мистически, но вскоре должный проявиться внешне».

Поворотным событием, положившим начало апокалиптической схватке, явилось свержение в России коммунистического режима 21 августа 1991г. Коммунизм, ассоциирующийся у идеологов БЦ с апокалиптическим «красным драконом» (Откр.12,3), был поражен в сердце великой жертвой Марии, «равной искупительной Жертве Господа на Кресте». Суть этой жертвы в том, что греховная чаша адамова рода вновь наполнилась до краев и Мария выпила ее, подобно тому, как две тысячи лет назад это сделал Христос (согласно другой версии, «Божия Матерь взяла на Себя большую часть человеческих грехов, разделила Чашу страданий Христа, нестерпимую ввиду умножающегося греховного бремени»). Но в 1991 году состоялся только первый раунд великой битвы, который, впрочем, несмотря на жертву Марии, мог бы закончиться победой «дракона» не принеси тогда Россия покаяния (на I-м «Богородичном Соборе»). Сейчас «красный дракон, людоед, минотавр поражен в сердце, изгнан из своей дремучей берлоги. Надолго ли? Пока не окончательно».

Следующий раунд, согласно чаяниям «мариан», состоится в ближайшем будущем и связан с приходом антихриста. Но прежде, чем коснуться этой темы, остановимся на одной любопытной детали. «Пророческие» тексты предсказывают, что незадолго до прихода антихриста состоится явление Христа в образе нищего: «Кроме Второго Пришествия в огненной Славе будет уничиженное явление Христа сойдет как нищий странник, и речь Его будет звучать смиренно: “Я – тот Иисус Христос, Имя Которого ты призываешь” Те, кто духа вражия, Его отвергнут; чистые наставятся, примут Духа, как апостолы». В этом учении Береславский откровенно игнорирует не только Священное Предание Церкви, но и Писание, которое передает нам предостерегающие слова Спасителя: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят Тогда, если кто скажет вам: “вот, здесь Христос”, или: “там”, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24,4-5; Ср.: Мф.23-24,27; Мк.13,5-6,21-22). «Христос», о котором говорят «мариане» – это лжехристос, антихрист (Ср.: 1Ин.2,18) (это, как видно, можно отнести не только к догматической области учения секты, но и к исторической). Теперь становится понятным почему, при реконструкции последовательности эсхатологических событий, сразу вслед за приходом «смиренного Христа» (непонятно куда потом исчезающего) на сцене появляется антихрист. Очевидно, что это одно и то же лицо. Весьма примечательно то, как Береславский описывает судьбы Церкви во времена антихриста: «Ко дням Антихриста будет попущен страшный раскол. Глобальные мировые потрясения вызовут необходимость новых форм храмовых отправлений, что крайне обострит отношения фарисеев и истинно Христовых. Верные букве фарисеи будут изображать себя ревнителями старого закона, а истинные христиане пойдут на жертву буквы и примут от самого Духа новые формы Когда повсюду на земле будут ставиться антихристовы печати, легаты Антихриста призовут высших иерархов, и скажут: “Примите печать нового бога”, – и фарисеи лицедейски откажутся, ссылаясь на ревность букве. “Мы покланяемся Христу”, – скажут они, попытавшись изобразить ревнителей и свидетелей. А Истинная Церковь будет к тому времени уже возноситься. Антихрист опять призовет фарисеев и скажет им: “ Предаю вас смерти, как воров и вероотступников!” И будут собраны со всей земли гонители истинных христиан и преданы смерти». Если снять все ярлыки, навешенные на православных, то получится следующее: в то время, как отрекшиеся от Священного Предания Церкви (а в той же самой книге, несколькими страницами ранее говориться, что «за нарушение традиции от церкви отойдет благодать») «истинные христиане» будут «возноситься» (кстати, не понятно куда, м. б. имеется в виду самопревозношение?), православные «лицемерно» примут мученическую смерть за Христа!

Здесь же вскользь упомянем и о некоторых загадочных приметах «богородичного» антихриста. Во-первых, в «его крови будет начало иудейское и латиноамериканское», во-вторых, при этом «у него не будет ни отца ни матери», и, в-третьих, пожалуй, самое фантастическое, «плоть его будет особого неземного состава». По церковному преданию антихрист будет обыкновенным человеком, чистокровным евреем из колена Дана.

Времени правления антихриста посвящены, пожалуй, наиболее яркие и в то же время наиболее омерзительные «пророчества» Береславского. «Самая патологическая человеческая фантазия не сможет вообразить чудовищные похоти и мерзости тех дней» – восклицает лжепророк и с нескрываемым удовольствием начинает фантазировать на предложенную тему. А нам, в свою очередь, скрепя сердце придется пересказывать эти гадости, которые «не должны даже именоваться» (Еф.5,3). По этическим соображениям здесь передается далеко не все, но из приведенных цитат уже вполне очевидно, что для Береславского нет ничего, о чем бы ему было «неприлично говорить».

По мнению ересиарха, «Антихрист представит смерть, сферу Танатаса (бог смерти у древних греков) как самую сладкую и прекрасную». «Учение о танатическом томлении, об особой радости вечно умирающих мгновенно распространится среди обреченных Пожар этой смертоносной мерзости охватит весь мир». «Эротика и танатизм соединятся в единое придет время грехов изощренных и чудовищных. По сравнению с ними содомизм и гомосексуализм покажутся детскими забавами». «Матери сходятся с сыновьями и животными», «после соития с животными и трупами приступят к совокуплению с птицами