Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Есть такой старый фильм «Возвращение Будулая». И вот там водитель «Волги» застревает на дороге. И ему помогает выбраться деревенский парень на грузовике. Водитель «Волги» предлагает ему деньги, но тот говорит ему: «Убери свои бумажки, а если я застряну, а у меня денег не будет»? Наши добрые дела к нам и возвращаются. Любовь к Родине. Не знаю, как сейчас в учебниках, но когда я учился в школе, слово «Родина» всегда писалось с большой буквы.

Сейчас слов «патриотизм», «Родина» стали бояться, как чумы. Как раньше боялись слов Бог, Церковь. Православные психологи И. Медведева и Т. Шишова рассказывают, как к ним на прием пришла однажды мама, обеспокоенная состоянием сына: «Ой, вы знаете… Даже не знаю, как вам сказать… Главное – все хуже и хуже… Уж я и так, и сяк, и угрозами, и уговорами… Ничего не помогает… Даже обостряется… Может, переходный возраст»? Мы (уже в два голоса): «Да что? Что? Скажите толком, не стесняйтесь»! (

Мы заподозрили у ее сына какой-то тайный порок, о котором она не в силах говорить даже со специалистами). И, наконец, потупившись, она еле слышно пролепетала: «Ну, в общем, у него… патриотизм…». Вымолвив с таким трудом это «страшное» слово, мама немного успокоилась и добавила: «Боюсь я за него. Не представляю, как он, такой, будет? В наше-то время…»24 Тут, конечно, случай из области анекдотов, но смешного мало.

Перед нами типичный человек нашего времени – с напрочь промытыми пропагандой мозгами. Даже ребенок интуитивно, инстинктивно любит Родину, как любят мать, а мама считает «патриотизм» психиатрическим диагнозом. Конечно, жалко людей, их оболванивают враги России, которые только спят и видят ее окончательную гибель, но ответственность с нас это не снимает.

Мы жалуемся: как плохо, тяжело жить в России, как хорошо в других странах. Скажите, будет ли хорошо и уютно в доме, если обитатели не любят его, не убираются, не ремонтируют, стараются поскорее убежать из него куда-нибудь? Стало привычным делом в среде православных ругать Америку. Да и не только среди православных. Даже сатирики с эстрады смеются над американцами.

Но Америка только для других народов «мировой жандарм», а для своих граждан – мать родная. Национальная идея в Америке – это американский патриотизм. С детства людям внушается мысль о том, что Америка – самая великая и могучая страна, а они – жители этой страны. В Америке никогда не будет того, что происходит сейчас в Европе. Западная Европа сама выкопала себе могилу своей толерантностью, запустив мусульман и дав им все права.

Так что кое в чем у американцев можно поучиться. «С чего начинается Родина»? – пели мы в детстве. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Слово «патриотизм» происходит от латинского слова pater – отец. А русское слово «Отечество»? Второе, с чего начинается Родина – это любовь к вере предков, и вообще к памяти предков. Россия – это страна с великим прошлым, непонятным настоящим и очень туманным будущим. Без веры сложно воспитать патриота. Вера воспитывает совесть.

Человек без совести не может любить Родину, может ее только использовать, а иногда даже продавать. Все беды России от отсутствия веры, и как следствие – от отсутствия совести. Выделяются деньги на возрождение экономики, помощь неимущим – их разворовывают. И так во всем. Мы часто думаем: «как нам обустроить Россию»? А обустраивать надо свои души, души наших детей и близких.

Если бы они были обустроены, Русь уже давно бы возродилась. И начинать надо со своей души. Во все времена охлаждение веры в России, отступление от Бога вызывало народные бедствия. Это увидит любой, кто изучает историю. Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если бы Россия всегда держалась благочестия, то благосостояние ее росло год от года и величию ее не было бы предела.

В современной истории, к сожалению, очень мало примеров, на которых можно воспитывать молодежь. В основном эти образцы можно черпать из нашего героического прошлого. Кто герой нашего времени? Данила, что ли, из фильма «Брат»? Но и в наше скупое на героизм время можно найти потрясающие примеры. Я рассказывал на уроке в школе про солдата Женю Родионова, который отказался снять крест и стать мусульманином, чтобы потом расстреливать своих братьев, за что был убит. Я думаю, многих этот пример тронул.

Герои, как и святые, не могут бесследно исчезнуть. Если нет святых – нет Церкви. Если нет героев-патриотов – нет страны. Примеры, подобные Жене, нужно находить и рассказывать про них молодежи. Да, положение России очень тяжело, спасти ее может только чудо, но Господь не посылает чудо без подвига и веры людей. От нас, от нашего воспитания зависит, вырастут ли юноши, дети в новое поколение грабителей-приватизаторов и молодых реформаторов или будут людьми, любящими Россию, ее надеждой и опорой. Безобидно ли сквернословие? (урок в школе)

Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат всё глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам всё более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата.

Постараемся проследить исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него. Начнём с того, что мат — явление очень древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. свт. Иоанн Златоуст говорит, что «Егда, кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько её оскорбляет.

С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы ещё вернёмся. В чём же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению?