Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

В Него веровали ваши старцы, пустынники и подвижники,– веровали и не постыдились.

В Него веровали славные государи ваши, снимая венцы, чтобы преклониться пред Ним,– веровали и не постыдились.

Сотни тысяч русских мучеников за имя Христово веровали в Него – веровали и не постыдились.

Сотни миллионов русских людей: мужчин и женщин, юношей и девушек, детей, живших в этом веке с верой в Него и ныне живущих в небесной бессмертной России,– на земле не постыдились Его и на небесах не стыдятся.

В мирской пустыне, где, как змеи, жалят нечестивые люди, Он единственный Медный Змей, изливающий не яд, а бальзам. Смотрите на Него, как отравленные израильтяне в пустыне смотрели на Моисеева медного змея [293]. Смотрите на него, и яд, которым отравил Вас мир, выйдет из Вас. И Вы, исцелившись, станете видеть людей глазами Христа, смотреть на них с милосердием и состраданием, а не с надеждой, которая превосходит их человеческие возможности.

Святая Русь всегда ожидала спасения не от твари, а от Творца.

Мир Вам и радость от Господа.

Письмо 195

преподавателю В. В., об изображении святых на игральных картах

Вы жалуетесь на неблагочестивое современное явление, которому никто не противостоит. Некое издательское товарищество выпустило игральные карты с ликами наших самых почитаемых святых, царей и героев. Святой Симеон Мироточивый, основатель святой царской династии Неманичей; святой царь Милутин, особенно почитаемый братским нам болгарским народом; святой Стефан Дечанский, имя которого с трепетом произносят и албанцы, и турки; святой Наум, просветитель словенцев и чудотворец,– все они изображены на картах, над которыми будут курить, сквернословить, ссориться, мошенничать, драться.

Народ возжигает лампады перед их иконами и кладет поклоны, а картежники будут зажигать над их ликами сигареты, дымить трубками, буянить.

Вы можете сказать, что все определяют деньги. Даже если и не скажете, это всем очевидно и известно, ибо нет на свете иной причины, чтобы человеческое общество решилось бросить на зеленое сукно и святыню. Разве кризис в нашей стране достиг такого уровня, что мы и святых ставим на карту? Если наше общество стало “обществом голодающих”, то лучше нам всем умереть от голода, чем осквернять Божиих угодников, чьи имена являются вершиной нашей духовной истории.

Мы в долгу у этих святых душ и за наше прошлое, и за настоящее. И за настоящее, ибо они молитвенно предстоят пред престолом Всевышнего за потомков своих.

Я могу понять скорбь тех, кто чтит этих святых как своих небесных покровителей, когда они узнают, что святые лики изображены на картах, в которые картежники играют в борделях. Мы поистине разительно отличаемся от Европы. В этот кризисный период европейские народы отрезвились и ужесточают меры против всех общественных беспорядков, в частности против азартных игр, в то время как у нас игральные карты “облачаются” в священные одежды!