Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Святитель Амвросий говорит, что если мы даем ответ за праздное слово, то будем осмотрительны и в том, чтобы не пришлось ответить за праздное молчание[169] . В чем состоит настоящее покаяние? Покаяние есть война со грехом. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других. Кого можно назвать человекоугодником?
Человекоугодник тот, кто поддакивает и соглашается при осуждении и клевете на ближнего. Как быть тем людям, которые своих грехов не замечают? Не видящим грехи свои рекомендуется обращать внимание на то, какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Поминать ли грехи исповеданные и при помощи Божией оставленные?
На духу на исповеди поминать их опять нечего, когда уже разрешены... А на своей молитве поминать их надо. Как вести себя, если гневаешься на кого-либо? Если впадаешь в гнев на кого-либо, то приучись замолчать на несколько минут, творя Иисусову молитву, прежде нежели снова говорить или действовать. Что значит лицемерно каяться? Лицемерно каются: 1)
Кто во вражде пребывает и примириться с врагом своим не хочет. 2) Вор, когда похищенного возвратить не хочет. 3) Всякий, кто пред духовным отцом беззаконие свое утаивает. 4) Всякий, кто не хочет отстать от греховной привычки. Как смотреть на малый грех, часто повторяемый? Такой грех близок к смертному. Сравним большой грех с большим камнем, а малый с песчинками.
Большое количество песчинок иногда может быть тяжелее камня. Например, ложь не есть грех к смерти. Однако, часто повторяемая, уже лишает благодати Божией и заслуживает кары (см. Пс. 5: 7). Когда можно солгать? К лжи надо прибегать лишь в крайних случаях (при искушениях) и очень редко, как к опасному лекарству, и делать это со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и необходимость — тогда человек будет прощен.
Как избавиться от застарелых греховных привычек? Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не проползет сквозь тесную скважину или щель, так и мы не можем совлечь с себя застарелых своих привычек во грехах и греховной одежды ветхого человека, если не будем ходить по тесному и прискорбному пути воздержания и самоотвержения[170] .
Есть ли духовное врачевство от грехов? Вот ответ врача одной скитской врачебницы: «Некоторый человек, проходя через скит, вошел в находившуюся при этом ските врачебницу. Увидев многих больных, лежавших в ней, он подошел к врачу и спросил: «Есть ли растения, исцеляющие от грехов?» — «Есть, — отвечал врач, — и я укажу их тебе.
Возьми корень послушания, ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел, сотри все сие в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в котел упования, налей воздыханиями и прибавь несколько слезной воды; потом разведи огонь Божественной любви, покрой котел милостыней и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный состав совершенно разварится, тогда охлади его братолюбием и приими лжицею покаяния.
По принятии этого врачевства с чистой верой, при помощи воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь здоров как телом, так и душой» (Христ. Чт., 1815, с. 188). Великий ли грех — призывать Бога в свидетели? Напрасно призывать Бога в свидетели — великий грех, потому что имя Божие есть великое и страшное.
В Священном Писании говорится: Не... употребляй имя Бога моего всуе, и Бог поругаем не бывает, и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго (Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный пример: «Один исмаильтянин, уверовавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал себе клятвенный обет — никогда более не употреблять в пищу мясного; в свидетельство верности и неизменности своего обета он призвал Бога.
Впоследствии, неизвестно по какому поводу, он дерзнул изменить священному обету своему. Призванный в свидетели Бог восхотел показать славу и величие святого имени Своего и явным знамением вразумить нарушителя обета: Он обратил в камень ту птицу, которую исмаильтянин держал в руках для пищи. Изумленный таким необыкновенным явлением варвар раскаялся в нарушении своего обета и, придя к преподобному Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молитвами исходатайствовал у Бога прощение этого греха.
Все люди, во множестве стекавшиеся к преподобному Симеону за благословением, видели это чудо, видел и я», — повествует блаженный Феодорит (Воскр. Чтение, 1815, с. 432). Почему я все время грешу и не могу остановиться? «Где случилось падение — там предварила гордость» (преподобный Иоанн Лествичник)[171] .
Много празднословлю и от этого смущается душа моя. Все раны излечатся, а рана от языка неизлечима остается. Сими словами напоминают нам святые отцы, чтобы мы во время брани удержали язык свой: не тушите огонь огнем, не потушите, т.е. не отвечайте злом на зло, а во время брани храните молчание — и скоро противник обратится к вам с любовью, возьмет назад свои бранные слова, напрасно сказанные, а вы считайте, сколько он вам сделал награды для будущей жизни, — и тем легче вам будет простить его.
Часто осуждаю — что делать? Когда хочешь осудить кого-либо, то прежде пересчитай свои грехи. Не грех ли желать себе побольше материальных благ? Не желайте себе богатства — оно не позволит вам жить по заповедям Божиим. Как избавиться от осуждения ближнего? «Положи в сердце твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны малому сучку» (святой Пимен Великий) [172] .