Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай? Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».
Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это? Это — поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино — кагор (для Св. Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после.
Когда надо ходатайствовать за судимого — до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают. Надо ли оставлять на сорок дней в храме икону, которая была при отпевании на умершем, и куда ее девать потом? Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется.
Об этом пишет святитель Феофан Затворник. Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак? В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день, посетить могилы. Прочитать из Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило».
На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя. Хорошо ли украшать могилы близких? Украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их. Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви? Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.
Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня? Хорошо и приятно усопшему всё; но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва. Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле? Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».
Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это? Это правильно, но не для всех. Те, кто носил крест, в Великий пост причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит. Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?
Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии. Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это безполезно? Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался[175] . В календарях (православных)
, кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др., приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на третий день, в пятницу. А первые поминки Церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели.
Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т.е. с переносом на другой день? Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в великие праздники.
Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль не уместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор [в память усопшего -Прим. ред.], которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Св. Чаше.
Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и нецерковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали.
Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» — первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости — слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику.
Кто не может быть во вторник — в день «Радоницы» — в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи (он еще называется «Сошествием Иисуса Христа в ад»). Девятый день, сороковой и годовщины — нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать — как вам удобно. Я — пенсионерка, у нас в селе нет церкви.