Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Для этого есть устав, в котором ясно говорится, что в Петров и Рождественский пост рыба разре­шается по субботам, воскресеньям и праздникам[71] . Слышал, что есть некоторые виды пищи, которые почитаются нечистыми и православными христи­анами не употребляются. Что это за виды пищи? Христианину должно воздерживаться от упо­требления в пищу крови[72] .

Когда наступает постный день? В предыдущий день с 16, с 17 часов или с 12 часов ночи? И когда поз­волительна супружеская близость в связи с этим? Постный день начинается с 12 часов ночи, цер­ковный же день начинается с 17 часов предыду­щего. В Церкви не венчают накануне среды, пят­ницы и воскресенья, и, значит, близость супругов возбраняется тогда же, а, кроме того, под великие праздники, в Святки, Светлую Седмицу, пре­стольные праздники вашего прихода, под праз­дник Иоанна Богослова и праздник Казанской иконы  Божией  Матери,   и  сырную седмицу.

Очень хотела бы узнать о посте. В наше время, когда многое может быть дефицитом или бас­нословно стоить, верующие не соблюдают пост. К примеру, постятся неделю перед Пасхой, оправ­дывая себя тем, что мяса и молока можно не ви­деть месяцами, качество продуктов известное — магазинное молоко напоминает беловатую воду, яйца «диетические» имеют весьма странный вкус. Дескать, с голоду помрешь.

Извините, пожалуйс­та, за длинное отступление, но я думаю, что верую­щие должны отличаться и в том, что едят. Вы правильно написали, что верующие должны поститься и отличаться даже в еде. Преподобный Серафим Саровский говорил, ког­да к нему обращались с подобными вопросами: «От воды и хлеба еще никто не умирал». Вы пра­вильно заметили, что в нашей стране поститься пищевым постом довольно трудно, однако же возможно.

В случае ослабления поста нужно в этом каяться, но от духовного поста нас никто освободить не может. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, — говорит свя­той Иоанн Златоуст, — тот более всего бесчес­тит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

»[73] Пост может быть и вредным для души в том слу­чае, если человек делает из него «культ» и прони­кается сознанием своего превосходства. «Пост — это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, рас­слаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства», — пишет митрополит Антоний. (

Более подробно вы про­чтете об этом в брошюре «О посте») [74] . Когда разрешается нарушать пост? Не нарушай поста, кроме как в случае силь­ной болезни. Часто советуют больше кушать. Как относить­ся к таким советам? Читаем у святого Ефрема Сирина: «Не слушай советов самоугодливых людей, кото­рые сделали себя рабами чрева и плотских страстей»[75] .

Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов. Почему советуется иметь прохладное помеще­ние? Потому, что оно помогает бороться с расслаб­лением, ленью и сном. Как держаться золотой середины, чтобы не быть ни угрюмой, ни излишне веселой? Когда видишь, что около тебя человек унывает, придешь, например, к N , видишь, что она нос по­весила, тогда надо взять себя в руки, быть веселой, ободрить другого, а если идет все гладко, то надо говорить о серьезном, а не болтать, вообще забо­титься о пользе других и делать все на пользу дру­гим.

И не только дела так располагать, но и слова. Должно ли быть осторожным в разговорах? Обязательно надо быть осторожным; слова, сказанные спроста, могут перетолковать в ху­дую сторону. Какая лучшая должна быть мера в употребле­нии кушаний и пития? Наилучшая мера в употреблении яств и пи­тий есть потребность тела. Что такое заговенье?

Это начало говенья, времени поста. В чем состоит пост и воздержание? «По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и все, вообще домогаю­щиеся совершенной добродетели, должны, при­нимая пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со здоровыми и крепки­ми, если будет истреблять похоти, коих не требу­ет немощь плоти, ибо и апостол говорит: И плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13: 14), т.е.

он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти; чем уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое не­обходимо для поддержания жизни, и уничтожает для того, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали во вред себе исполнять похотей; между тем, пе-щись о теле нужно потому, чтобы, испортив его не­брежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши» (

из слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте). Полезен ли пост телесный без душевного поста? «Известно, что телесное воздержание нуж­но для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем достигнуть того конца, для коего предпринимаем труды воздержания; ибо если мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то осквер­ним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святой, Которому жилищем, как известно, служит человек, всегда творящий волю Божию.

Итак, смиряя постом внешнего человека, вмес­те будем воздерживать от вредной пищи и внут­реннего и, по совету апостола (Еф. 3: 17), будем очищать его, дабы соделать способным к приня­тию Христа, Который, по словам апостола, мог «вселитися... верою в сердца ваша» (из слова свя­того Иоанна Касссиана Римлянина о посте). Должны ли для мирян быть какие-то послабле­ния в строгости жизни по сравнению с монахами?

В сущности, инок отличается от мирян толь­ко безбрачием, а в остальном и миряне долж­ны и обязаны жизнь вести такую же, то есть по заповедям (схиигумен Иоанн Валаамский) [76] . Обязательно ли стремиться к уединению, к от­шельничеству, как спасались древние отцы? Лучше жить среди тысячи, да с любовью, чем одному в пещере, да со злобою.