Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Однако, если вы знаете, что де­ньги даете на спиртное, лучше этого не делать. Как узнать о пристрастии к вещи? Бывает у человека греховное пристрастие к вещи, например, он любуется ею, сердится на других, заводит спор, а когда лишается ее, скор­бит о ней. Как смотреть на мирское празднование религи­озных праздников?

Господь говорит в Библии: «Праздников ва­ших ненавидит душа Моя», т.е. когда религи­озные праздники проводят в пьянстве, в гуля­нии, в объядении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых недуховно) расточается то, что собрано во дни труда. «Праздники отправляйте духовно, а не по-мирскому, — говорит преподоб­ный Симон Мироточивый, — т.е.

не занимай­тесь в такое время празднословием, шутками и смехом: праздник есть освящение и просвеще­ние души, которое должно происходить от мол­чания, молитвы и чтения священных книг»[80] . Чем отгоняется Дух Божий? Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоня­ется, как пустыми беседами. Можно ли читать развлекательные книги?

Отравить себя ядом — это прочитать худую книгу. Чтение празднословных книг ведет к ошибкам, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих все заключает нужное к спа­сению нашему, к счастью временному и бла­женству вечному. Жизнь святых научает нас, ка­ким образом исполнять заповеди Божии. Могут ли светские искусства возбуждать в чело­веке доброе?

Мирская поэзия, музыка и пение, по меткому выражению епископа Петра, возбуждают толь­ко страсти. Не слишком ли мы ценим светских писателей и воспитателей и не в ущерб ли благочестию своему, вере и преданности Богу и Церкви? «Да, действительно так, — говорил святой Иоанн Кронштадтский, — ибо мы видим, како­вы плоды мирского воспитания детей наших, воспитания, основанного на изучении мирских писателей и на отчуждении от Св. Писания и от Церкви. Что из них выходит!

Неуважение к Церкви, неохота к Богослужению и молитве, непочтение к родителям, начальникам, при­страстие к внешности, забвение о цели сущест­вования своего на земле или извращение этой цели, неверие в Бога, вообще — бесцельность жизни и безотчетность в ней, вольномыслие, попрание совести, богохульство, страсть к зре­лищам и прочим светским развлечениям».

Как победить в себе блудную страсть? Вот средства: 1) воздерживайся в пище, пи­тии и сне и спи на жестком; 2) никогда не вспо­минай прежде совершенных тобою плотских грехов; 3) насколько возможно избегай обще­ния с лицами другого пола; 4) обращайся к Богу с молитвою об избавлении от блудных помыс­лов; 5) удерживай себя от нечистых пожеланий страхом будущих наказаний за гробом; 6)

поль­зуйся крестным знамением как орудием для от-гнания влечений твоего сердца; 7) чаще вспоми­най смерть; 8) обращайся к Таинству Исповеди и к духовному отцу и открывай ему свои мысли; 9) занимайся физическим трудом; 10) читай Св. Евангелие; 11) удерживай, обуздывай зрение и слух от всего того, что возбуждает блудную страсть (картины, грязные книги, фотографии, статуи, разговоры, прикосновения, когда едешь в транспорте, и т.п.).

Святитель Афанасий Великий писал: «Не раз­девайся до наготы: пусть одежда покрывает плоть твою день и ночь, даже сам не рассматри­вай своей наготы телесной. Будучи здоров, не ходи в баню без всякой нужды. Не намащай тела своего мастию и одежд твоих ароматами»[81] . Какие это три вида блудной страсти?

Первый — когда совершается через смешение одного пола с другим; второй — производится без смешения с другим полом, но разными спо­собами; третий — производится умом и сердцем. Не грешно ли душиться, одеколониться? Как во­обще смотреть на наряды и украшения тела? «В аду будут находиться люди, которые наблю­дали себе в сладость всякие благовонные мастичные духи»[82] , — писал свтятитель Димитрий Рос­товский.

Вообще же наряды оскорбляют Бога, украшения тела — диавольское изобретение. Как смотреть на пустые шутки? «Пустословы дошутятся до вечной муки» (преподобный Феодор Студит). Как смотреть на табакокурение? Табакокурение навевается христианину ду­хом злобы поднебесной, табаком враг старает­ся выкуривать благодать Божию в нас, хрис­тианах, обитающую через святые Таинства.

Табакокурение есть вреднейшее дело, никуда не годное. Добрый христианин должен его изго­нять, его презирать и ненавидеть. Как мне отучиться курить? «Советую вам, — пишет преподобный Амвросий Оптинский, — употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь и причаститесь Св.

Таин, читайте ежедневно стоя Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет, и опять читай­те Евангелие или вместо этого кладите наедине по тридцать три земных поклона по числу лет земной жизни Спасителя»[83] . Что значит принимать пищу по прихоти и что — по требованию естества?

По прихоти — значит хотеть принимать не по потребности тела, а для угождения чреву. Любить какую-либо пищу, особенно и похот­ливо желать ее, это есть прихоть — служитель­ница чревоугодия. Чтобы узнать, одержим ли ты страстью чревоугодия, вот как узнаешь: ес­ли пища обладает помыслом твоим (так что ты не можешь противиться ему), то ты чрево­угодник.