Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Чтобы победить господс­твующую в нас страсть, необходимо, во-первых, соединение со Христом в Таинствах Исповеди и Св. Причастия и, во-вторых, посильное доброде-лание, понуждение себя к исполнению запове­дей Божиих. Победив главную страсть, легко уже победить и малые страсти. Как помочь ближнему избавиться от страсти? Если желаешь избавить брата от страсти, кото­рая обладает им, то тайно молись за него, а к нему будь ласков — и тем избавишь его от страсти.

Грех ли заботиться о славе людской? Демоны не боятся ни поста, ни сна на голой земле, ни принятия нищих, если мы делаем это только ради славы человеческой. Можно ли повеселиться на Масленицу? Масленица лишает человека вечных небес­ных благ, когда она проводится в пресыщении и непотребном веселье.

Ибо не дана ли она нам для того, чтобы уже начать воздерживаться в пище и готовить свою душу к покаянию? Грех ли курить? Кто курит табак, тот приносит жертву идолу, которого питает во чреве своем. Ладан из ка­дила — это благовонная жертва Богу, а враг от зависти придумал хитрость, дабы и ему, но уже мерзкую, приносили жертву — не из кадила, а изо рта — горькую, и притом вредную для наше­го здоровья, траву.

Следует оставить курение; за то великую награду будете иметь на небесах. Можно ли пить водку? Господь создал вино, водку же не создавал, и кто упивается ею, делается безумнее скота, в душе его открывается как бы источник всякого разврата и сквернословия. Ангелы плачут о пья­нице, а бесы радуются, ибо пьяницы Царства Небесного не наследуют, если не бросят пить.

Итак, пить можно виноградное вино, и то не до­пьяна, чтобы не лишиться Царства Небесного. О семье и воспитании детей Родители мои всё хнычут, и я едва переношу это. Что мне делать? «Ты, когда был в люльке, день и ночь хныкал. Они тебя тогда брали на руки и ласкали нежно и с любовью. Понравилось бы тебе, если бы они вздумали отправить тебя в какое-нибудь воспита­тельное учреждение, дабы им отдохнуть?

Правда Божия теперь дает тебе возможность вернуть — хотя бы частично — долг родителям поведением, аналогичным тому, которое было когда-то у них по отношению к тебе» (старец Паисий Афонский)[98] . Обязательно ли жене принимать фамилию мужа? «То, что жена удерживает свое имя (т.е. деви­чью фамилию)

, — есть начало разлада в христи­анской семье и начало расставания. Основание (порядок), которое Бог дал семье, уходит, и начинается путаница: один ребенок берет имя матери, другой отца — и понеслось!»[99] (старец Паисий Афонский). Можно ли вызвать милицию, если муж пьет и дерется?По-христиански ли это? Подвижники поступали так: безвредное для души они терпели, а от вреда избавлялись. Например, пока больной (умалишенный)

не вредил, за ним ходили, кормили, ухаживали, а как он начинал становиться опасным: бить стек­ла, бить людей и т.п. — его сдавали в дом умали­шенных. Является ли грехом использование противозача­точных средств и насколько серьезен этот грех? Это очень серьезный грех, ибо одна из глав­ных целей брака — деторождение. Как можно точно узнать, когда разрешается супружеское общение, а когда нет? Это узнается по календарю.

Надо избегать супружеского общения в дни, когда не разреша­ется венчать, например, под среду, пятницу, вос­кресенья и праздники[100] . Можно ли наказывать детей ремнем, не грех ли это? Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с произно­шением грубых слов, чтобы такими приема­ми не привести детей к мысли, что они тер­пят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе.

  Наказывать можно с целью исправления, а не с порывом гнева (страстью). Муж не разрешает мне ходить в Церковь. Надо ли подчиниться для сохранения семьи? Мужа (или жену) должно слушать во всем, в чем не нарушается воля Божия, а в чем нару­шается, слушать нельзя. Сам Господь говорит в Евангелии: Кто любит отца или мать (или мужа, или жену, или детей)

более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10: 37). И в Деяниях апостольских говорится, что подобает подчиняться более Богу, нежели человекам. Может ли Церковь благословить брак, если родители категорически против? Смотря в каком возрасте брачующиеся, и луч­ше взять на это благословение от архиерея. Можно ли каким-то образом планировать детей?

Старец Паисий Афонский[101] , например, всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное до­верие к Промыслу Божию и, так сказать, не пла­нировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, — Он один и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ре­бенка; поэтому они и предохраняются.

Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела лучше, чем Бог. Будучи гордыми, они недооце­нивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое поло­жение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бед­ная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.

Тем, кто старается приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усы­новлением чужих детей, старец объяснял, что Бог лишил их детей, конечно, для их же блага. И им не следует добиваться желаемого своими человеческими способами, ибо впоследствии они убедятся, что Бог не давал им ребенка, за­ботясь об их благе. И надо хорошо помнить, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божией, а не с нашим уп­рямством и с нашими человеческими пополз­новениями.