Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

We must then primarily spare our enemies when they submit to us. If anyone has offended you, do not repay with insult, so as not to become like the one who offended you, for evil is cured not by evil, but by good" (St. John Chrysostom)[120]. Should we be troubled when we see that the righteous suffer grievously and undeservedly? We should not be dismayed when we see that the righteous suffer grievously and undeservedly.

Let us remember that the Righteous of the Righteous and the Holy of Holies suffered. His sufferings are higher than all sufferings, because there is no comparison between the creature and its Creator. Sometimes despondency comes from a multitude of sorrows – what do you advise? The Lord said to St. Isaiah that the person who is in sorrow is dear and dear to Him.

Кто не имеет здесь скорби, тот и радос­тей не увидит в будущей жизни. Я часто обижаюсь и от этого скорблю. Кто не желает здесь перенести напрасную обиду, тот не желает получить в будущей жизни похвалы от Самого Господа. Кто есть избранник Божий? 1 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деяния. Т. 9, ч. 1.

«Избранный Богом человек познается по то­му, что ему постоянно посылаются скорби и пе­чали» (преподобный Никон Оптинский)[121] . Не хватает сил и терпения ухаживать за боль­ной свекровью. Что делать? Кто старается о больных и бедных, тот будет избавлен от смерти мучительной, а кто ненави­дит их, тот будет изгнан от Христа.

Последнее время в моей жизни много неприят­ностей: и дома, и на работе. Не хватает терпения их переносить. Как быть? Когда бывает большая скорбь на душе твоей, то пой или читай духовные стихи, пока про­мчится это облако скорби; как после ночи на­стает свет, так после скорби настает радость. Если бы не было унижений и поруганий, то не было бы ни одного святого; кто бежит от скорбей, тот бежит от своей вечной жизни.

За что бы мы получили награду, если бы нас не обижали? Обижающих мы должны считать бла­годетелями для души нашей. Не все люди тер­пят напрасные скорби (для большей награды в будущей жизни), а только святые, праведные и чистые сердцем. Как избавиться от отчаяния? Никогда нельзя отчаиваться даже и в боль­ших грехах: псалмопевец Давид впал в блуд, но покаялся — и стал пророком; Мария Египетская оставила блудную жизнь — и ходила по реке, яко по суху, и когда молилась, то на воздух поднима­лась Духом Святым.

Можно ли прожить без скорбей? «Скорби и искушения признаются Священ­ным Писанием и святыми отцами величайшим даром Божиим» (святитель Игнатий Брянчанинов). Пропала любимая вещь, и я очень горюю. Не нужно тужить и плакать об украденных, сгоревших, пропавших или потерянных вещах, но в то время, когда это случится, вспоминайте слова Спасителя, что волос с головы не спадет без позволения Божия.

Эти несчастья Господь попускает нам, любя нас. Господь сказал: собе­рите сокровища ваши на небе, где они не за­ржавеют и моль не изъест (см. Мф. 6: 20), но мы сего не исполняем. Тогда Господь, подобно лю­бящей матери, которая купает своего ребенка, хотя он и плачет, заботясь о нашей вечной жиз­ни, попускает украсть у нас вещи и т.п. Но кто будет тужить и не прощать тому, кто украл вещи или иным образом повредил нам, тот прогнев-ляет Бога.

Господь не сказал в Евангелии: скор­бите, проклинайте обидящих вас — и получите награду на небесах, но сказал: если простите, то и прощены будете, имение ваше сторицей воз­вратится вам. Как переносить напрасные обиды? Монах Моисей спросил своего послушника Захарию: «Как мне спасти свою душу?» Захария ответил: «Тебе ли спрашивать меня?».

Моисей сказал ему: «Истинно говорю тебе, когда ты мо­лишься, то я вижу над тобою Дух Святой». Тогда Захария снял с себя шапку и стал мять ее ногами; потом спросил: «Что мне ответила эта шапка?» — «Ничего», — отвечал Моисей. «Так и ты поступай — и спасешься; ибо для спасения нам должно пе­реносить в жизни напрасные обиды»[122] . О спасении и добродетелях Зачем вообще нужны подвиги?

Общее назначение подвигов — не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, само­сти и уничижения ближних. Если наши благо­честивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека. Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие и неприятности редко случались.

А после крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки обстоя­тельства начали меняться к худшему и отношения со многими испортились? Не скорби, что некоторые из родных и близ­ких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек пос­вятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и, чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отда­ляться. Бог терпел и нам велел.

Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы по­лучить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям? Это мысль вражеская. Цель христианина — победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание доб­ра с помощью Бога. Что делать в случае, если не хочется кому-ли­бо подавать милостыню (

отталкивающая вне­шность, настроение плохое, т.е. причина, не ува­жительная для отказа)? Подать, но немного, чтобы не было скупости. Многие говорят: не важно наружное благо­честие — важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?