Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
We must then primarily spare our enemies when they submit to us. If anyone has offended you, do not repay with insult, so as not to become like the one who offended you, for evil is cured not by evil, but by good" (St. John Chrysostom)[120]. Should we be troubled when we see that the righteous suffer grievously and undeservedly? We should not be dismayed when we see that the righteous suffer grievously and undeservedly.
Let us remember that the Righteous of the Righteous and the Holy of Holies suffered. His sufferings are higher than all sufferings, because there is no comparison between the creature and its Creator. Sometimes despondency comes from a multitude of sorrows – what do you advise? The Lord said to St. Isaiah that the person who is in sorrow is dear and dear to Him.
Кто не имеет здесь скорби, тот и радостей не увидит в будущей жизни. Я часто обижаюсь и от этого скорблю. Кто не желает здесь перенести напрасную обиду, тот не желает получить в будущей жизни похвалы от Самого Господа. Кто есть избранник Божий? 1 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деяния. Т. 9, ч. 1.
«Избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали» (преподобный Никон Оптинский)[121] . Не хватает сил и терпения ухаживать за больной свекровью. Что делать? Кто старается о больных и бедных, тот будет избавлен от смерти мучительной, а кто ненавидит их, тот будет изгнан от Христа.
Последнее время в моей жизни много неприятностей: и дома, и на работе. Не хватает терпения их переносить. Как быть? Когда бывает большая скорбь на душе твоей, то пой или читай духовные стихи, пока промчится это облако скорби; как после ночи настает свет, так после скорби настает радость. Если бы не было унижений и поруганий, то не было бы ни одного святого; кто бежит от скорбей, тот бежит от своей вечной жизни.
За что бы мы получили награду, если бы нас не обижали? Обижающих мы должны считать благодетелями для души нашей. Не все люди терпят напрасные скорби (для большей награды в будущей жизни), а только святые, праведные и чистые сердцем. Как избавиться от отчаяния? Никогда нельзя отчаиваться даже и в больших грехах: псалмопевец Давид впал в блуд, но покаялся — и стал пророком; Мария Египетская оставила блудную жизнь — и ходила по реке, яко по суху, и когда молилась, то на воздух поднималась Духом Святым.
Можно ли прожить без скорбей? «Скорби и искушения признаются Священным Писанием и святыми отцами величайшим даром Божиим» (святитель Игнатий Брянчанинов). Пропала любимая вещь, и я очень горюю. Не нужно тужить и плакать об украденных, сгоревших, пропавших или потерянных вещах, но в то время, когда это случится, вспоминайте слова Спасителя, что волос с головы не спадет без позволения Божия.
Эти несчастья Господь попускает нам, любя нас. Господь сказал: соберите сокровища ваши на небе, где они не заржавеют и моль не изъест (см. Мф. 6: 20), но мы сего не исполняем. Тогда Господь, подобно любящей матери, которая купает своего ребенка, хотя он и плачет, заботясь о нашей вечной жизни, попускает украсть у нас вещи и т.п. Но кто будет тужить и не прощать тому, кто украл вещи или иным образом повредил нам, тот прогнев-ляет Бога.
Господь не сказал в Евангелии: скорбите, проклинайте обидящих вас — и получите награду на небесах, но сказал: если простите, то и прощены будете, имение ваше сторицей возвратится вам. Как переносить напрасные обиды? Монах Моисей спросил своего послушника Захарию: «Как мне спасти свою душу?» Захария ответил: «Тебе ли спрашивать меня?».
Моисей сказал ему: «Истинно говорю тебе, когда ты молишься, то я вижу над тобою Дух Святой». Тогда Захария снял с себя шапку и стал мять ее ногами; потом спросил: «Что мне ответила эта шапка?» — «Ничего», — отвечал Моисей. «Так и ты поступай — и спасешься; ибо для спасения нам должно переносить в жизни напрасные обиды»[122] . О спасении и добродетелях Зачем вообще нужны подвиги?
Общее назначение подвигов — не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека. Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие и неприятности редко случались.
А после крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки обстоятельства начали меняться к худшему и отношения со многими испортились? Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и, чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Бог терпел и нам велел.
Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы получить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям? Это мысль вражеская. Цель христианина — победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание добра с помощью Бога. Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (
отталкивающая внешность, настроение плохое, т.е. причина, не уважительная для отказа)? Подать, но немного, чтобы не было скупости. Многие говорят: не важно наружное благочестие — важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?