Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и пос­тупки других. Ты христианин, а потому не име­ешь права судить — где, когда и как с кем пос­тупают. Что такое покаяние? Покаяние есть врачевство, грех истребля­ющее; оно есть дар небесный и сила чудесная, которая, по милости Божией, силу возмездия за преступление закона превозмогает.

Вот почему оно не отвергает блудника, не отгоняет прелю­бодея, не отвращается пьяницы, не гнушается идолослужителя, не презирает ни укорителя, ни хульника, ни гордого, но всех изменяет, ибо покаяние есть горнило, всецело очищающее грех. Настоящая жизнь наша есть время покая­ния. Великая опасность предстоит нам, обреме­ненным грехами, если покаянием не предотвра­тим вечного наказания, не предварим лицо Его в исповедании и не угасим пожар греховный слезами раскаяния и умиления.

Велик огонь греха, но погашается слезами. Что должно заставлять христианина испол­нять свои гражданские обязанности? В благоустроенном обществе различные со­словия существуют для того, чтобы члены об­щества носили тяготы друг друга, т.е. помогали друг другу в достижении благоденствия внешне­го и внутреннего, чтобы высшие заботились о мире и безопасности низших, а они, в свою очередь, служили высшим, по мере сил своих и по роду занятий своих.

Поэтому, очевидно, не самолюбие, не своекорыстие должны руково­дить христианином в исполнении гражданских обязанностей, но желание блага ближнему, ис­кренняя любовь к нему. Святой апостол Павел учил христиан повиноваться гражданским властям и законам (см. Рим. 13: 1-8) и, сооб­разно со значением начальников гражданско­го общества, воздавать каждому из них долж­ное: «Емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань, дань: (а) емуже страх, страх: (и)

емуже честь, честь»; все эти и подобные им гражданские обя­занности апостол соединяет в одну великую, всеобъемлющую обязанность христианина: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме вза­имной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13: 8). Что нужно, чтобы всегда быть спокойным и ни­чего не бояться?

Чтобы всегда иметь покой, нужно не по­лагаться на свои силы, а постоянно поучать­ся в Божественном слове. Оно нам крепость и спокойное пристанище. Есть в Священном Писании обетование Господне, которое для нас стена и ограда. Господь изрек: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20)[142] . Как возлюбить Господа Иисуса Христа?

Более всего укрепляет и усиливает нашу любовь ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для этого хорошо каж­дый день выбирать какое-либо одно из стра­даний Христовых, обстоятельно размышлять о нем и чаще вспоминать в продолжение дня. От этого всегда получим дух терпения, кро­тости, ежедневного произвольного умерщвле­ния и благодарной, совершенно преданной любви ко Христу. «Как ты проводишь вре­мя?

» — спросили пришельцы одного, почти не умевшего читать пустынника. Пустынник ска­зал: «Спаситель наш одарил меня зрением, и я всегда смотрю». — «На что?» — «На страсти Христовы. Они всегда у меня перед глазами. В них я нахожу все, что мне нужно, — и нич­то так не прилепляет меня любовью ко Господу моему Иисусу Христу, как дарованное Им мне зрение»[143] .

Почему весьма важно время земной нашей жизни? Время земной нашей жизни весьма важно, во-первых, потому, что оно весьма коротко и неизвестно, когда кончится; во-вторых, пото­му, что оно невозвратимо; в-третьих, потому, что оно назначено для исполнения многих и весьма важных дел; в-четвертых, потому, что оно связано с нашей вечной жизнью; наконец, время нашей земной жизни для нас крайне важно потому, что только в настоящей жизни дается нам благодать Божия, и посему толь­ко в настоящей жизни мы можем сделаться способными получить вечное спасение, пос­тоянно пользуясь Божией благодатью.

И яко-же лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9: 27)[144] . Как творить милостыню? Твори милостыню так, чтобы и левая рука твоя не знала, что творит правая. Что делать, чтобы душа была храмом Бога живого? Если ты желаешь быть истинным храмом Бога живого, то сохраняй всегда в сердце сво­ем образ Его посредством святых желаний и благих дел.

Благие дела пусть у тебя будут как бы одеждой; облекшись в нее однажды, надобно стараться не только не лишиться ее впредь, но и сделать из нее броню непроница­емую для предстоящей борьбы. Страшись осо­бенно невоздержности и нетрезвости, потому что они скоро и легко могут отнять у тебя все добродетели и, особенно, лишить драгоцен­ного сокровища — чистоты и целомудрия, как это случилось с Ноем и Лотом.

Опасайся так­же слишком питать и утучнять тело твое, дабы не сделать из него сборища горючих материа­лов, которые легко воспламенятся при первом случае. Наконец, возлюби благочестивые уп­ражнения, воздыхай к Богу после часов, прове­денных в молитве, беседуй с Ним, как бы дру­жеской беседой. Как должно истинно христиански использовать имущество?

Истинно христианское использование бо­гатства бывает тогда, когда направлено к под­линному благу нашему и к приобретению бо­гатства милости Божией. Как избавиться от лени? Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной, а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и не без внутренней болез­ни, то с помощью Божией можешь одержать над ней победу.

Отражать врага есть знак вер­ного и доброго воина, но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойно­му оруженосцу. Человек до гроба должен на­блюдать за собой относительно этого порока, дабы не услышать в последний день ужасней­шего определения Сердцеведца. В Писании сказано: Буди верен даже до смерти, и даст Господь венец живота (Откр. 2: 10).