Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Но вы не по плоти живете, а по духу, ес­ли только Дух Божий живет в вас, — говорит им св. апостол Павел. - Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8: 9, 14). Итак, побеждай же плоть свою. Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хо­тели бы (Гал. 5: 16-17).

Всякого грешника должно ли любить, как греш­ника? Всякого грешника должно любить не как грешника, а как человека, и любить для Бога; Бога же должно любить для Него Самого, от Которого все любящие Его имеют все, — и то, что существуют, и то, что любят Его. В чем состоит различие между временными и вечными благами?

Временные блага более желаем, когда еще их не имеем, и менее желаем, когда получаем их; напротив, к вечному благу тогда более воз­горается любовь, когда оно получено, нежели тогда, когда оно ищется. Это благо не может быть нами желаемо потому, что никто не оце­нит его более действительной цены: оно так превосходно, что любовь получает несравнен­но более, нежели сколько верует вера и чает надежда.

Можно ли одной милостыней спастись? Напрасно раздавать имение нищим, если в сердце нет любви, которая вся уповает, вся тер­пит... не превозносится... не завидит... не ищет своих си... небезчинствует (1 Кор. 13: 7, 4-5). Без исправления нравов щедроты наши, одни, сами собою, не могут спасти нас.

Милостыня очистит грехи, в коих мы раскаялись, но не оправдает тех, в коих упорно коснеем. Она есть долг наш, но не единственный долг, и хо­тя не исполнить его — значит нарушить закон в самом его основании, однако ж, исполнив оный, мы обязаны сохранять и другие заповеди закона. Каков верный путь к спасению? В каком бы кто состоянии ни жил, всякий по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его Божественной благодати, будет идти бли­жайшим путем спасения, если будет следовать примеру святых отцов; и если он до конца пре­будет в истинной вере, любви и уповании на Бога, то придет, наконец, туда, где все лики свя­тых отцов, и будет вечно участвовать с ними в радостях небесных.

Делаю-делаю добрые дела, а спасения души не чувствую? Конец добрым делам есть любовь, а край по­роков — считать себя праведником. Как проводить Святки? Святки проводите в чтении Священного Писания, не чуждайтесь и душеполезного раз­говора, потому что Господь посылает Ангелов в каждый дом слушать, что делают люди во славу Сына Его, Которого Господь отдал на страдания за нас; а кто проводит их по-другому, того нака­жет Господь.

Что такое душевный подвиг? «Душевный подвиг неизмеримо выше те­лесного. Для душевного подвига нужны силы телесные, иначе все будет делаться вяло, даже молитва. Лучше «всей крепостью» молиться или бороться с помыслами и есть мясо, чем вя­ло влачить свое существование и мнить себя подвижником. Все телесные подвиги должны содействовать внутреннему подвигу. Если меша­ют, то они от лукавого. Это так ясно!» (игумен Никон Воробьев) [146] .

Когда я сделаю какое-нибудь доброе дело, мне сразу хочется рассказать о нем. Допустимо ли это? Как трудно спастись от тени своей, так и труд­но делать добрые дела без тщеславия. Чтобы удержать в тайне доброе дело свое, пришедши похвалиться им кому-нибудь, — похвались ему прежде грехами своими, а если не в силах рас­сказать грехов своих, то не рассказывай и о доб­рых делах, ибо Господь сказал: сделай тайно, а Я воздам тебе явно. Как соблюсти девство?

Девицы, которые соблюдут девство до венца, передадут потомству благочестивую жизнь, а те девицы, которые вечно останутся в девстве, имеют чин ангельский и вместе с Ангелами бу­дут находиться со Спасителем, и надпись над ними: преподобные. Но чтобы соблюсти де­вство, нужно знать хитрости врага, ибо девица есть корабль, который должен плыть по мо­рю, не подплывая к опасным местам, где раз­бойники ожидают его, чтобы ограбить.

Так и девицы не должны без уважительных причин ходить в опасные для их душ места, а если и случится необходимость, то как можно скорее уходить оттуда и не надеяться на самих себя. Если пробежать по раскаленным угольям, то обувь не успеет прогореть и не обожжет ног, но если стать на уголья, то обувь прогорит и обожжет ноги. Также и отсыревший порох: ес­ли поджигать его достаточно долгое время, то вода испарится и порох вспыхнет.

Приводите себе это на память и зорко храните свое девство. Надо ли слушать меньших? Велик тот человек будет, который окажет послушание меньшему себя. Что надо исполнять желающим спасения души? Те люди, которые желают иметь подвиги, как святые, должны исполнять следующее: 1) при­выкать к теплым молитвам; 2) неотступно по­беждать страсти; 3) иметь чистоту сердечную; 4) иметь любовь и молчание; 5)

блюсти себя от всего недоброго, хотя бы оно было и незначи­тельно, потому что от малого перейдете к боль­шому, а предела греху нет. Хочу спастить. Что делать? Кто желает истинно спастись, тот пусть не противится лекарствам: скорбям, печалям и разным несчастьям, находящим на нас. Всем ли открывать свои помышления?

«Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою» (святой Антоний Великий) [147] . Можно ли представлять в своем воображении предметы невидимого мира? «Святые отцы, советуя вспоминать о пред­метах невидимого мира, воспрещают изобра­жать их в уме мечтою: предметы эти совсем не таковы, какими рисуются они в воображении человека плотского и страстного.

Дозволение себе мечтательности есть отверстая дверь в область лжи — этого непременного условия и начала погибели человека; дозволение се­бе мечтательности есть отступление от ис­тины и произвольное самообольщение. Но при особенном нашествии блудных помыс­лов, когда демоны усиливаются запечатлеть нас образами сладострастия, допускается во­ображение адских мук и ужасов: тьмы веч­ной, вечного горького молчания и вечных бесплодных стонов, огня гееннского, в кото­ром, как в море, тонут грешники.