Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Образами адских ужасов могущественно изглаждаются сладострастные образы» (святитель Игнатий Брянчанинов) [148] . Почему так важно скрывать свои добрые дела? Потому что открытие уничтожает их. Святитель Феофан Затворник пишет:«Сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, а ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их»[149].
О таинствах Только ли в грехах надо каяться? Нет, надо каяться и в том, что не сделал таких-то добрых дел и что такие-то добрые дела из-за тебя не сделали другие. По слову апостола: Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть (Иак. 4: 17). И святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Каяться должно, во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».
Может ли свидетелем при венчании быть женщина; говорят, что женщина не имеет права держать венец над венчающимся? Может, только не тогда, когда она в женской нечистоте. Стоит ли принимать на себя обязанности быть крестным отцом (матерью) малознакомых, далеко живущих людей? Быть крестным — дело хорошее и почетное. Отказываться — грешно.
Но если родители ребенка живут греховно и в доме их соблазны, то следует избегать посещений, чтобы не согрешить, а молиться за крестника. Если обряд крещения совершается над взрослым человеком, должен ли он предварительно исповедоваться или нет? Хорошо исповедаться, особенно в больших смертных грехах. Можно ли крестить детей без восприемников (крестных)
и может ли восприемником являться отец или мать ребенка? При нужде (как, например, смертная опасность) без восприемников (крестных) крестить можно, но восприемниками не должны быть отец или мать. Вообще надо знать, что не могут быть восприемниками дети, не достигшие двенадцатилетнего возраста, некрещеные, муж и жена для одного младенца (для разных можно)
, неправославные, находящиеся в заблуждении, во лжи (католики, лютеране, баптисты, иеговисты, вообще сектанты). Ведь как же они могут воспитать, научить истине крестника? Некоторые священники благословляют исповедоваться после Соборования, а некоторые — до Соборования. Имеет ли это значение? Исповедоваться лучше перед Соборованием, так как в Таинстве Елеосвящения (Соборовании)
отпускаются забытые грехи и грехи неведения[150]. Всем ли можно собороваться и можно ли собороваться в нечистоте? Собороваться не нужно детям до семи лет и здоровым, потому что соборование установлено для болящих. Но есть обычай, о котором говорит свт. Димитрий Ростовский, что раз в год в Великий Четверг соборуют и здоровых[151]. Креститься же и собороваться (без великой нужды) в нечистоте грешно.
Как часто следует причащаться мирянину и сколько раз в год обязательно? На это определенного правила нет, кроме как во все четыре поста, в день Ангела, в день крещения (кто помнит), в день венчания[152]. Точно может сказать только духовник. Замечаю, что некоторые люди приходят прямо к Причастию и говорят, что стояли всю службу, чтобы священник разрешил причаститься.
Надо ли в этом случае предупредить священника, чтобы уберечь от греха? Неплохо подсказать священнику. Для того, чтобы причаститься, надо и попоститься, и в храм походить, и накануне побывать на всенощном бдении, и быть женщине чистой по женскому обычаю, и воздержаться с мужем накануне и в самый день, и не кушать и не пить с двенадцати часов ночи, и примириться, и простить обиды, и иметь крест на шее, и побывать на исповеди у священника.
Как быть, если уже после разрешения грехов священником, прямо перед причащением вспомнил грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить причастие? Отлагать причастие не надо, а этот грех в ближайшее время надо сказать на исповеди. Может ли взрослый человек при нужде, за отсутствием священника сам окрестить себя троекратным погружением в воду и произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»?
Это допускалось ранее при великой нужде[153] , а в большинстве случаев кто-либо крестил. Потом совершение Таинства дополнял священник: читал положенные молитвы и миропомазал. Если Крещение совершалось священником, но, за неимением купели, только обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда появилась возможность креститься по всем правилам?
Крещение через обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и не вполне по чину[154] . Раньше даже было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимением священников [155] . Говорят, имена Инна, Римма — мужские.
Если женщину крестили с мужским именем, надо ли его менять? Действительно, это мужские имена. Лучше изменить их. Например, Инну на Иунию. Имя меняют во время исповеди и с таким же (новым) именем причащают. Так говорит святитель митрополит Филарет Московский[156] . Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее.
Так ли это и большое ли это имеет значение? Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т.п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же[157] . Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди?