Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Когда я сделаю какое-нибудь доброе дело, мне сразу хочется рассказать о нем. Допустимо ли это? Как трудно спастись от тени своей, так и трудно делать добрые дела без тщеславия. Чтобы удержать в тайне доброе дело свое, пришедши похвалиться им кому-нибудь, — похвались ему прежде грехами своими, а если не в силах рассказать грехов своих, то не рассказывай и о добрых делах, ибо Господь сказал: сделай тайно, а Я воздам тебе явно. Как соблюсти девство?
Девицы, которые соблюдут девство до венца, передадут потомству благочестивую жизнь, а те девицы, которые вечно останутся в девстве, имеют чин ангельский и вместе с Ангелами будут находиться со Спасителем, и надпись над ними: преподобные. Но чтобы соблюсти девство, нужно знать хитрости врага, ибо девица есть корабль, который должен плыть по морю, не подплывая к опасным местам, где разбойники ожидают его, чтобы ограбить.
Так и девицы не должны без уважительных причин ходить в опасные для их душ места, а если и случится необходимость, то как можно скорее уходить оттуда и не надеяться на самих себя. Если пробежать по раскаленным угольям, то обувь не успеет прогореть и не обожжет ног, но если стать на уголья, то обувь прогорит и обожжет ноги. Также и отсыревший порох: если поджигать его достаточно долгое время, то вода испарится и порох вспыхнет.
Приводите себе это на память и зорко храните свое девство. Надо ли слушать меньших? Велик тот человек будет, который окажет послушание меньшему себя. Что надо исполнять желающим спасения души? Те люди, которые желают иметь подвиги, как святые, должны исполнять следующее: 1) привыкать к теплым молитвам; 2) неотступно побеждать страсти; 3) иметь чистоту сердечную; 4) иметь любовь и молчание; 5)
блюсти себя от всего недоброго, хотя бы оно было и незначительно, потому что от малого перейдете к большому, а предела греху нет. Хочу спастить. Что делать? Кто желает истинно спастись, тот пусть не противится лекарствам: скорбям, печалям и разным несчастьям, находящим на нас. Всем ли открывать свои помышления?
«Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою» (святой Антоний Великий) [147] . Можно ли представлять в своем воображении предметы невидимого мира? «Святые отцы, советуя вспоминать о предметах невидимого мира, воспрещают изображать их в уме мечтою: предметы эти совсем не таковы, какими рисуются они в воображении человека плотского и страстного.
Дозволение себе мечтательности есть отверстая дверь в область лжи — этого непременного условия и начала погибели человека; дозволение себе мечтательности есть отступление от истины и произвольное самообольщение. Но при особенном нашествии блудных помыслов, когда демоны усиливаются запечатлеть нас образами сладострастия, допускается воображение адских мук и ужасов: тьмы вечной, вечного горького молчания и вечных бесплодных стонов, огня гееннского, в котором, как в море, тонут грешники.
Образами адских ужасов могущественно изглаждаются сладострастные образы» (святитель Игнатий Брянчанинов) [148] . Почему так важно скрывать свои добрые дела? Потому что открытие уничтожает их. Святитель Феофан Затворник пишет:«Сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, а ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их»[149].
О таинствах Только ли в грехах надо каяться? Нет, надо каяться и в том, что не сделал таких-то добрых дел и что такие-то добрые дела из-за тебя не сделали другие. По слову апостола: Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть (Иак. 4: 17). И святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Каяться должно, во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».
Может ли свидетелем при венчании быть женщина; говорят, что женщина не имеет права держать венец над венчающимся? Может, только не тогда, когда она в женской нечистоте. Стоит ли принимать на себя обязанности быть крестным отцом (матерью) малознакомых, далеко живущих людей? Быть крестным — дело хорошее и почетное. Отказываться — грешно.
Но если родители ребенка живут греховно и в доме их соблазны, то следует избегать посещений, чтобы не согрешить, а молиться за крестника. Если обряд крещения совершается над взрослым человеком, должен ли он предварительно исповедоваться или нет? Хорошо исповедаться, особенно в больших смертных грехах. Можно ли крестить детей без восприемников (крестных)
и может ли восприемником являться отец или мать ребенка? При нужде (как, например, смертная опасность) без восприемников (крестных) крестить можно, но восприемниками не должны быть отец или мать. Вообще надо знать, что не могут быть восприемниками дети, не достигшие двенадцатилетнего возраста, некрещеные, муж и жена для одного младенца (для разных можно)
, неправославные, находящиеся в заблуждении, во лжи (католики, лютеране, баптисты, иеговисты, вообще сектанты). Ведь как же они могут воспитать, научить истине крестника? Некоторые священники благословляют исповедоваться после Соборования, а некоторые — до Соборования. Имеет ли это значение? Исповедоваться лучше перед Соборованием, так как в Таинстве Елеосвящения (Соборовании)
отпускаются забытые грехи и грехи неведения[150]. Всем ли можно собороваться и можно ли собороваться в нечистоте? Собороваться не нужно детям до семи лет и здоровым, потому что соборование установлено для болящих. Но есть обычай, о котором говорит свт. Димитрий Ростовский, что раз в год в Великий Четверг соборуют и здоровых[151]. Креститься же и собороваться (без великой нужды) в нечистоте грешно.