Шипов Ярослав /Моя церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Венчик – бумажная лента с напечатанными на ней изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело усопшего. Вера – уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Представляет собой основной признак религиозного сознания. Определяет переживания и поведение верующих. Вера, Надежда, Любовь и мать их София (II в.) – святые мученицы (память 17/30 сентября)

, приняли христианство во времена Римского императора Адриана, преследовавшего христиан, и за отказ отречься от Господа подверглись страшным пыткам, от которых скончались. Мощи святых мучениц покоятся в церкви Эшо в Эльзасе (Франция). Вербное воскресенье – см. Вход Господень в Иерусалим . Вериги – ручные или ножные железные оковы или железные цепи, надевавшиеся подвижниками-аскетами для измождения тела.

Вероисповедание – принадлежность к какой-либо религии. Церкви. Ветхий Завет – первая часть Библии , собрание священных книг, повествующих о дохристианской истории человечества и о первом договоре (завете) Бога с людьми. Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца. Викарий – епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Вифлеем – палестинский город, на окраине которого в пастушеской пещере родился Иисус Христос. Находится к юго-западу от Иерусалима в плодородной местности. Вифлиемское избиение младенцев – эпизод евангельской истории, повествующий о том, как иудейский царь Ирод, узнав о рождении Иисуса Христа, послал в Вифлеем воинов, чтобы они перебили всех младенцев до двух лет. Всего было убито 14 тысяч младенцев.

Церковь причислила всех их к лику святых мучеников (память 29 декабря/2 января). Владимир Святославич (ум. 1015) – святой равноапостольный (память 15/28 июля), Великий князь Киевский. В 987 году принял крещение, а в 988 разрушил в Киеве языческих идолов и крестил киевлян. Владимир Богоявленский (1848-1918) – священномученик (память 25 января/7 февраля и в воскресенье после 25 января/7 февраля), митрополит Киевский и Галицкий.

Замучен и расстрелян у стен Киево-Печерской Лавры. Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли Русской. Согласно преданию, она была написана еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Привезена в Киев из Константинополя в XII веке. Святой Андрей Боголюбский перенес ее в Боголюбове, откуда она попала во Владимир. Много чудес истекало от этой иконы.

В 1146 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских болгар. В 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, она сохранилась. Осталась невредимой и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В связи с нашествием Тамерлана, икона в 1395 году была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне Деву, которую окружали ангелы с огненными мечами. Устрашившись, Тамерлан бежал.

На месте встречи иконы был затем построен Сретенский монастырь, а 26 августа/8 сентября с тех пор отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Праздненство 23 июня/6 июля совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Тогда хан Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к сражению – событие это вошло в историю под названием: "Стояние на реке Угре".

Вся Москва молилась Пресвятой Богородице о спасении православной столицы, и Матерь Божия заступилась за землю Русскую: враги бросились бежать, гонимые страхом.  21 мая/З июня установлено праздненство в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. В это грозное время вся Москва снова молилась Пресвятой Богородице, и снова Она защитила нас: войско хана без видимых причин бежало.

Внешний человек – тот, кто думает только о внешних, материальных, потребностях и благах жизни, и не заботится о жизни духовной. Водоосвящение или водосвятие – древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое бывает в навечерие праздника Богоявления (Крещения Господня) и в самый день Богоявления (Крещения Господня) по окончании литургии.

Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 1/14 августа – на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, и в день Преполовения пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Евангелие от Иоанна 4, 14).

Малое водоосвящение бывает также перед литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих. Возглас – заключение молитв, громогласно произносимое священником во время богослужения и состоящее обычно из славословия Пресвятой Троицы.

Воздвижение Креста Господня – двунадесятый праздник , совершаемый 14/27 сентября в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена , посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором Он был распят. Задача ей предстояла трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал завалить пещеру Гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым место Его распятия и погребения, после чего там были воздвигнуты языческие храмы в честь Юпитера и Венеры.

После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на каком из крестов был распят Спаситель, кресты поочередно возлагались на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен Крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Из-за огромного стечения народа многие не могли не только прикоснуться или подойти ко кресту, но даже и увидеть его.