Шипов Ярослав /Моя церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Автор знаменитого "Катехизиса", по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра П составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною, Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучной жизни шум. Митрополит Филарет возразил ему: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум И созиждется Тобою Сердце чисто, светлый ум! И поэт ответил святителю знаменитым стихотворением "Стансы": В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт. (

Первоначально последняя строфа выглядела так: Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Однако по требованию цензуры Пушкин убрал из текста имя великого иерарха.) Митрополит Филарет был окружен любовью народной: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры.

Незадолго до кончины явился митрополиту в видении его покойный отец и сказал: "Береги 19-е число". Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил приготовится к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 года, в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность.

Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и схоронен в церкви Святого Духа. Филарет Романов (1554-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи.

В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче. Филипп Колычев (1507-1569) – святой (память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября), митрополит Московский и всея Руси. Происходил из знатного боярского рода.

Монашество принял в Соловецком монастыре. Вел строгую подвижническую жизнь, чем приобрел всеобщее уважение. В 1548 году сделался игуменом Соловецкого монастыря и на этом поприще проявил себя как энергичный и деятельный руководитель. При нем были воздвигнуты в монастыре многие сооружения, причем сам Филипп выступал как зодчий, изобретатель и конструктор (

с его именем связано создание знаменитой монастырской водяной мельницы). Слава о настоятеле Соловецкого монастыря распространилась по всей Руси, и на Поместном соборе 1566 года он был избран митрополитом Московским. Это было время разгула опричнины – особого карательного режима, устроенного на Руси царем Иоанном Грозным. Митрополит Филипп обратился к царю с настоятельным требованием остановить кровопролитие, за что был низложен, а затем сослан в тверской Отрочь монастырь.

В 1569 году, во время похода Иоанна Грозного в Новгород, главный исполнитель самых жестоких царских поручений Малюта Скуратов явился в Отрочь монастырь, проник в келью митрополита Филиппа и задушил его. Мощи святого Филиппа были перевезены в 1591 году в Соловецкий монастырь, а в 1652 году по решению царя Алексея Михайловича – в Москву, где, в Успенском соборе Кремля, они и почивают доныне.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.   Х Харитон Исповедник (ум. ок. 350) – святой (память 28 сентября/11 октября), епископ Иконийский. Составил Чин монашеского пострижения. Претерпел мучения за веру Христову. Хвастовство – грех бахвальства, чванливости, высокомерия, тщеславия: желание прославиться.

Херувимская песнь – одно из главных песнопений литургии. Предшествует Великому входу . Херувимы – одни из самых приближенных к Богу небесных сил (вторые после серафимов). Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – русский философ, богослов, поэт и драматург. Один из главных идеологов славянофильства . Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви.

Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест. Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным. Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора. Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения и имеющее престол: церковь, собор.